/
/
Как компании поддерживают лояльность сотрудников?
26.10.2023

Как компании поддерживают лояльность сотрудников?

В августе мы писали про рост конкуренции за кадры и гонку зарплат. С тех пор ситуация только обострилась. Сегодня мы расскажем о том, какие конкретные шаги предпринимают компании для удержания сотрудников.

Есть множество способов удержания, но сегодня не хочется погружаться в теорию, поэтому рассмотрим те практики, которые набирают популярность прямо сейчас и могут помочь удержать сотрудников «в долгую». Каждая из практик может работать хуже или лучше в зависимости от отрасли и уровня квалификации работников, поэтому не стоит рассматривать их в качестве «универсальной пилюли».
КОМПЕНСАЦИЯ ПРОЦЕНТОВ ПО ИПОТЕКЕ
Пока сотрудник работает в компании, работодатель компенсирует часть процентов по ипотеке. В случае увольнения сотрудник начинает выплачивать всю процентную ставку самостоятельно. Это достаточно затратный способ удержания. В то же время он может быть использован выборочно, для поддержания лояльности особо ценных кадров. Такие компенсации можно назначать в качестве вознаграждения за высокую эффективность работы и др.

Интересно, что еще в 2021 году премьер-министру Михаилу Мишустину было направлено предложение наделить самих работодателей правом выдавать ипотеку. Правда, инициатива была призвана повысить доступность жилья, а не способствовать повышению лояльности. Однако предложение было сложным в реализации и, судя по всему, пока не получило развития.
КОМПЕНСАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Эта мера позволяет «убить сразу двух зайцев»: поддержать лояльность ценных талантливых сотрудников в перспективе нескольких лет (чего может быть достаточно в условиях нынешней конкуренции за кадры с ВПК, которая в случае «заморозки» или завершения СВО пойдет на спад), а также подготовить для себя квалифицированных работников на будущее.

Такая мера в первую очередь актуальна для производственных компаний и может быть предложена рабочим без высшего образования, которые замотивированы его получить, чтобы расти по карьерной лестнице.
КРЕДИТОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ
Оно может быть беспроцентным или с низким процентом — для сотрудников это более выгодно, чем брать кредит в банке. Немало сотрудников рады получить потребительские кредиты с возможностью их выплаты из зарплаты. Это особенно актуально для работников с невысоко оплачиваемыми специальностями, нехватку которых как раз испытывают многие организации. В этом случае у сотрудника появляется возможность получить относительно крупную сумму для покупки чего-то значимого, например, автомобиля.

При этом регулярный вычет небольшой суммы из зарплаты позволяет выплатить кредит относительно безболезненно. Для работодателя это наименее затратный вариант в сравнении с первыми двумя. В случае беспроцентного кредита потери будут на уровне инфляции. В то же время, так как мера актуальна для невысоко оплачиваемых сотрудников, срок погашения кредита может быть достаточно длительным.
РАСШИРЕНИЕ ПРОГРАММ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА И ПОВЫШЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ИХ РАБОТЫ
Понимание сотрудником перспектив карьерного роста, предполагающего новые интересные задачи и сопряженного с ростом уровня доходов, также является хорошим фактором поддержания лояльности. Многие компании сейчас активно расширяют эти программы и работают над повышением их понятности и эффективности.
РАСШИРЕНИЕ ПРОГРАММ БЛАГОПОЛУЧИЯ (WELL-BEING), СОПРЯЖЕННОЕ С РОСТОМ ПЕРЕЧНЯ ЛЬГОТ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ РОДСТВЕННИКОВ РАБОТНИКОВ
ДМС для всей семьи, компенсация частных детских садов, посещения фитнес-залов и т. д. Добавлю, что значимостью социального пакета нередко пренебрегают работодатели. С одной стороны, действительно, увольнение сотрудников именно из-за «бедного» соцпакета встречаются не слишком часто.

С другой стороны, хороший соцпакет может быть серьезным фактором удержания, нивелирующим отдельные недовольства работников.
Руководитель направления корпоративных исследований
Автор статьи
Артём Зацепин
Работает в AXES c 2016 года. Отвечает за развитие продуктов компании и платформы для проведения корпоративных исследований. Занимается разработкой анкет и методологий, курирует проекты по проведению кастомизированных опросов и индивидуальной оценке, в том числе оценке методом 360 градусов. Проводит фокус-группы с сотрудниками и воркшопы с топ-менеджерами различных российских и международных компаний.

Окончил с отличием факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова;
Проходил обучение основам фасилитации в «Школе фасилитации Марины Курдовой».
Другие СТАТЬИ Артёма Зацепина