ИЗ ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА, КАКИЕ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ КРИТЕРИИ УСПЕХА ОНЛАЙН ФОКУС-ГРУППЫ?
В первую очередь, конечно же, качество связи. Если время тратится не на общение с людьми, а на постоянные уточнения, то на второй-третий раз люди начинают злиться и не хотят долго говорить, а скорее стремятся ответить одним-двумя словами. Они опасаются, что их все равно не услышат, из-за чего начинают меньше говорить, и это рушит динамику группы. По этой причине качество связи остается фактором первостепенной важности. Оно требует внимания с обеих сторон: заказчика и исполнителя.
Второй важный критерий: обязательное наличие видеосвязи у каждого участника. Наш опыт показывает, что фокус-группы, где с видео подключаются все участники, проходят гораздо живее и эффективнее. Люди говорят больше и охотнее, если сравнивать с фокус-группами, где видео включено не у всех. Те, кто присутствуют без изображения, получают карт-бланш: они могут включаться в беседу, могут — нет. Иногда они не реагируют, если попросить их высказаться, и ведущий не может проверить, присутствуют ли они за компьютером в принципе.
Участники с видео остаются в меньшинстве, от чего чувствуют себя, как в телевизоре: будто на них все смотрят, а они рассказывают. Они могут испытывать дискомфорт, тушуются, и вновь страдает динамика группы.
Третий момент тоже носит технический характер — использование чата во время проведения группы. Этот нюанс не был очевиден для нас с самого начала. Сейчас любые сервисы видеосвязи предлагают возможность общаться в чате параллельно с основной беседой. Это тот инструмент, который помогает ведущему эффективно работать на фокус-группе. Зачастую чат запускает дискуссию, особенно, если развитие темы начинается не с содержательных вопросов, а, например, с голосования, как участники относятся к той или иной проблеме.
К примеру, можно спросить, считают ли они, говоря о карьере, что у них достаточно возможностей для карьерного роста. Участники оценивают свои возможности от 1 до 10, а консультант в следующем вопросе предлагает высказаться тому, кто дал много баллов, а следом — того, кто поставил низкую оценку. В разговор включаются те, кто хочет ответить первым комментаторам, и это запускает дискуссию между участниками.
Четвертый немаловажный критерий успешности, о котором мы уже говорили, — наглядные материалы. Они опциональные, и наш опыт показал, что их нужно использовать с умом. В тех группах, где мы ожидаем низкую динамику, они могут помочь разнообразить дискуссию. Ведущий может фиксировать всю информацию на слайдах в режиме демонстрации — например, темы в процессе обсуждения и записывать ключевые тезисы, которые озвучивают участники. Это помогает консультанту структурировать беседу, а участникам — продумывать, что они хотят упомянуть следующим.
Пятым отмечу организационный момент, который упомянул, когда говорил о вызовах онлайн фокус-групп. Важный критерий успеха — место, где сидят сотрудники во время беседы. Если это open-space, и каждый подключается со своего рабочего места, то люди при коллегах, которые не участвуют в фокус-группе, зачастую могут быть не до конца откровенны.
Наш опыт показывает, что лучше всего онлайн фокус-группы проходят, когда люди собираются вместе за одним столом или когда каждый сотрудник подключается из дома. Дома, в привычной обстановке, люди чувствуют себя комфортно, ни за что не переживают и общаются достаточно открыто. То же самое справедливо и для телефонных интервью.
Когда мы общались с людьми на работе, интервью были чуть менее эффективны. Не только потому, что люди не хотели о многом говорить при коллегах, но и потому, что торопились: все-таки рабочие задачи никто не отменял. Когда они сами соглашались провести беседу из дома, общение проходило спокойнее и откровеннее.
Последний в списке, но не по важности критерий — вводная речь ведущего. Во время первых минут любой фокус-группы ведущий рассказывает, что участники могут ожидать от мероприятия, с какой целью оно проходит, почему именно их выбрали для беседы и о чем пойдет речь. В этот момент уместно рассказать, действительно ли ответы людей конфиденциальны, и как эта конфиденциальность обеспечивается. Чем подробнее и полнее будут ответы на эти вопросы, тем быстрее запустится обсуждение и тем легче будет управлять динамикой фокус-группы. Возникнет большее доверие между ведущим и участниками фокус-группы.