Интерес к тайм-менеджменту возникает в момент, когда количество дел, которые необходимо сделать, превышает текущие возможности. Кажется, что переделать такую тучу дел всего за час, день или неделю просто невозможно. Время, кажется, ускоряется и проходит быстрее, чем мы успеваем осознать, когда нужно срочно дописывать отчет для клиента. Или тянется невыносимо медленно, когда мы сидим на скучном совещании с непонятными целями и результатами. И тогда возникает желание научиться управлять временем, чтобы его хватало, чтобы оно, наоборот, быстро пролетало на мероприятиях и растягивалось в приятные или ответственные моменты. Но подвластно ли человеку сжатие или растяжение времени по своему усмотрению? По сути, говоря про управление временем мы, в итоге, приходим к управлению собой или другими в контексте времени.
Я была студенткой, когда начала интересоваться темой управления временем, поэтому книги, в которых основным советом было научиться лучше делегировать, мне, по понятным причинам, не подходили. Мне нужно было что-то, что поможет мне организовать себя лучше и успеть больше сделать. Но самое главное, меня беспокоил вопрос, как сделать так, чтобы не оказалось, что я научилась очень ловко и эффективно забираться на лестницу, а она приставлена не к той стене. То есть, при работе с тайм-менеджментом рано или поздно неизбежно проявляется тема цели в жизни или в работе.
Одно время я вела тотальный хронометраж, записывала, сколько и на что времени я трачу с точностью до пяти минут. Это достаточно сильно стимулировало не тратить время попусту, потому что не хотелось записывать такое «непонятночтоделание» в блокнот. Но с другой стороны, хронометраж, позволяет лишь увидеть, на что ты тратишь, но не позволяет оценить и отследить, на то ли ты тратишь свое время. Поэтому я могла зафиксировать, что полчаса потратила на разговор, но полезен ли был этот разговор или хотя бы просто приятен, нельзя было понять из хронометража. В итоге все это стало напоминать мне другой мой опыт по записыванию всех расходов. Я в точности знала до копейки, на какую фигню я потратила зарплату, но это ни на йоту не помогало мне экономить и откладывать деньги на крупные и важные покупки. Так и со временем, учет был налажен хорошо, а выводы и целеполагание всегда страдали.
Хотя, конечно, определенные решения по лучшему использованию времени были сделаны. Я несколько часов в день проводила в транспорте, поэтому старалась максимально продуктивно использовать это время — читать или слушать аудиокниги, учить английские и немецкие слова или стихи. Помимо основной учебы я успевала на разные дополнительные занятия, которые, причем, проходили в разных концах Москвы. Потом, когда я начала совмещать учебу и работу, мне эти навыки очень пригодились. У меня бывали периоды в жизни, когда мне казалось, что за один день я проживаю два, но в то же время недели летели, как секунды.
В эти периоды я пыталась рефлексировать о восприятии времени. При этом основные проблемы оставались примерно теми же самыми. Не очень было понятно, к чему вся эта суета. Чувства удовлетворенности от результатов не возникало. Возникало только чувство постоянной фрустрации типа «сколько всего не сделано, а сколько всего ещё предстоит не сделать». Меня терзало чувство, что, несмотря на то, что мне всегда есть, чем заняться, та жизнь, которую я проживала — была не настоящей жизнью, а только подготовительной фазой к настоящей, полной, насыщенной жизни. И вроде как все, чем я занималась, должно было привести меня к тому, чего я хотела. Но я боялась, что откладывая все удовольствия на потом, я откладывала на потом и свою жизнь. Я чувствовала, что не могла самоидентифицироваться с собственной жизнью, влиться в нее, проживать ее, получать от нее удовольствие. Вместо этого, я внимательно наблюдала за собой со стороны. Анализировала себя, расчленяла, раздумывала. Не жила.
Люди могут жить мыслями в прошлом, возвращаясь к ушедшим событиям, или, наоборот, в будущем, мечтая и пытаясь таким образом притянуть желание. Но как можно ухватить настоящее? Где оно? И где я? Как таковая эта экзистенциальная проблема, которую подспудно актуализирует попытка управления временем, была со мной многие годы. Очевидно, она выходит за постановку задачи большинства книг на тему тайм-менеджмента: как успеть больше за меньшее время. Поэтому и решать этот вопрос я уже стала пытаться методами, предлагаемыми другими дисциплинами. Я читала книги по психологии и социологии времени, которые давали точку зрения на время с разных сторон. Но всё равно это было отстраненное, аналитическое знание, которое не давало мне проникнуть и прочувствовать свою жизнь, свое время.
Что стало для меня прорывом в решении этих вопросов — это медитация випассана, которая учит быть в моменте здесь и сейчас, это практика внимательного наблюдения за ощущениями своего тела, которые постоянно изменяются. Казалось бы, какая связь между тайм-менеджментом и ощущениями своего тела, но связь оказалась непосредственная. Я научилась быть в моменте своей жизни, пускай не всегда, но хоть иногда. Я перестала загонять себя. У меня настроился жизненный компас, мне стало легче отделять важное от второстепенного. И легче стало выполнять ту же работу просто с улыбкой, находясь здесь и сейчас. Конечно, это не решило моментально всех проблем и дедлайны в окружении пушистых песцов время от времени пробегают по моей жизни, но это намного менее болезненно, чем раньше.
При этом, конечно, те практические навыки, которые мне подсказали книги, очень помогают. Конечно, временем как таковым управлять невозможно, можно только лучше управлять собой во времени. Можно просто быть более тренированным и ловким, лавируя во времени, вне зависимости экзогенная это переменная или эндогенная. И если смотреть на тайм-менеджмент с этой точки зрения, то различные книги по тайм-менеджменту как раз и учат нас быть более умелыми серферами на волнах времени. Я могу выделить несколько книг, которые в наибольшей степени повлияли на меня, когда я пыталась научиться этому мастерству тайм-сёрфинга.