Артём Зацепин подготовил краткий чек-лист.
1. Наладить открытый диалог с сотрудниками на эту тему и показать готовность говорить о зарплате.Важно транслировать, что задавать вопросы о своей зарплате — это нормально. Если сотрудники боятся говорить о зарплате, то нужно начать говорить о ней первыми.
Лучше всего совместно с сотрудниками разобрать несколько кейсов из реальной работы — с какими вопросами приходили работники и какие ответы им были даны. Это простимулирует остальных быть более активными. Нередко сами работодатели избегают обсуждения темы зарплаты, опасаясь получить неудобные вопросы. Да, неудобные вопросы наверняка будут, но практика показывает, что умалчивание этой темы может оказаться еще хуже.
В условиях информационного вакуума сотрудники начинают самостоятельно додумывать причины тех или иных решений, и эти фантазии часто оказываются хуже любой реальности.
2. Если в компании действует система грейдов, которая влияет на размер оплаты, нужно убедиться, что критерии присвоения грейдов понятны и изложены в доступном и удобном для сотрудников формате.В опросах вовлеченности мы видим, что нередко работники воспринимают систему грейдов как возможность для работодателя манипулировать цифрами.
Пример комментария из опроса:
«Разные грейды у нас существуют лишь для привлечения кандидатов с рынка. На аналогичную моей позицию позвали сотрудника, который не шел на мою зарплату. Ему дали больший грейд и теперь он зарабатывает больше меня, хотя опыта у него меньше. Где справедливость»?Если система присвоения грейдов описана понятно, это снижает вероятность неверной интерпретации и появления слухов о целенаправленных манипуляциях.
3. Проанализировать, есть ли у сотрудников возможность влиять на размер своего вознаграждения.
Например, если сотрудник работает больше или качественнее, влияет ли это на его совокупный доход? Понятна ли ему при этом данная взаимосвязь?
Принципы влияния на размер вознаграждения также важно описать в понятном для сотрудников формате и обеспечить доступ работников к этому описанию.
4. Обеспечить сотрудников получением понятных расчетных листков.Достаточно часто в разных компаниях я вижу, что высылаемые расчетные листки невозможно понять без финансового образования. Где-то они не рассылаются вовсе, и чтобы узнать, из каких частей складывается зарплата и что на нее влияет, сотрудникам приходится оббивать пороги бухгалтерии неделями.
Соблюдение этих простых правил позволит добиться повышения воспринимаемой прозрачности и справедливости системы мотивации.
При этом важно помнить, что стопроцентной удовлетворенности доходом не бывает. Фактор «доход» в целом является одним из самых низкооцениваемых в подавляющем большинстве организаций вне зависимости от его объективного уровня.
Так устроен человек, всегда хочется зарабатывать больше и это нормально. Поэтому важно ориентироваться не только на абсолютные значения удовлетворенности фактором, но и на сравнение с бенчмарками: показателями удовлетворенности доходом в других компаниях.