Например, в крупной компании, регулярно проводящей исследование вовлеченности, на одном из небольших заводов показатели и по вовлеченности, и по факторам рабочей среды были стабильно высокими. Однако не менее высокой была и текучесть — несмотря на то, что обычно ее уровень по мере роста вовлеченности, как правило, снижается. У руководителей компании возник закономерный вопрос: насколько правдивы были результаты опроса, «не бьющиеся» с объективными показателями текучести, и наши консультанты отправились на завод, чтобы разобраться с этой ситуацией.
На фокус-группе с сотрудниками мы выяснили, что директор завода в полном смысле «горел работой». Будучи «слишком» вовлеченным сам, он задавал очень высокий темп работы всему заводу, постоянно повышая планку результативности, инициируя новые проекты и регулярно перерабатывая. Настолько интенсивную рабочую нагрузку выдерживали далеко не все сотрудники: часть из них «заражались» такой вовлеченностью директора завода и тоже начинали работать «за троих», однако многие — уходили из компании к другим работодателям, предлагавшим более спокойный график. Другими словами, «невовлеченные» на заводе просто не задерживались, и текучесть среди них была настолько высокой, что не было достаточно времени, чтобы поработать с их мотивацией. Несмотря на то, что завод предлагал более привлекательные условия работы, чем конкуренты, достаточно оперативно нанимать и обучать сотрудников на замену не удавалось: город, в котором расположен завод, был небольшим, значительная часть жителей привыкла к размеренному темпу жизни и выбирала работодателей с более скромными зарплатами, но с меньшей рабочей нагрузкой. Со временем на заводе сформировалась ощутимая нехватка кадров, которая приводила к еще большему росту рабочей нагрузки.
В последствии мы обсудили полученную от сотрудников обратную связь непосредственно с директором завода, и подход к подбору персонала и выстраиванию рабочих процессов был скорректирован — уровень текучести и нехватки кадров удалось снизить. Однако без подробного обсуждения ситуации с сотрудниками «напрямую», полагаясь только на количественные результаты по итогам анкетирования, нам вряд ли бы удалось восстановить полную картину сложившейся на заводе ситуации.
Ключевой фактор, определяющий то, насколько успешно пройдет фокус-группа, это создание и поддержание такой групповой динамики, которая способствует максимально активному и равноценному включению всех участников в обсуждение. Для этого важны не только компетенции модерирующих дискуссию консультантов, но и правильная коммуникация о фокус-группе до и после ее проведения и организация необходимых условий.