РОССИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ
Что бы ни придумывали компании, люди все равно уходят даже от самых лучших работодателей. Журнал Fortune два последних года включает компанию SAS Institute в список лучших мест для работы. Генеральный директор SAS Джеймс Гуднайт с миссионерским рвением культивирует удовлетворенность сотрудников, говоря, что его главные активы — сотрудники — выходят из офиса каждый день и его работа — вернуть их обратно, пишет Fortune. На территории 300 акров, которую занимает компания, есть два детских сада и летний лагерь для детей, бесплатная клиника для сотрудников и их семей, парикмахерская, химчистка, почта, консультация по налоговой отчетности. Рабочая неделя состоит из 35 часов, а люди получают настолько сильную мотивацию, что иногда говорят о кампусе как о «золотой клетке, которую они никогда не хотят покидать», по информации Fortune. Но даже у такой компании есть текучесть, хотя всего 2% в год.
«Есть такая поговорка, что люди приходят к бренду, а уходят от менеджеров. Нам очень приятно, что в последние два года среди сотрудников компании растет как средний уровень удовлетворенности сотрудников работодателями, так и оценка непосредственных начальников», — говорит Арзамасцев.
Результаты последнего исследования заинтересованности персонала компании Aon Hewitt (участвует 6,7 млн работников разных возрастных групп из 2900 компаний по всему миру, включая Россию) показали, что российские работники являются более заинтересованными в работе, чем западные (средний уровень вовлеченности в России — 60%, в Европе — 55%) и готовы довольствоваться меньшим, но работать с большим энтузиазмом и усилиями, рассказала Семянистая. Для россиян карьера гораздо важнее, чем для жителей других стран: она в топ-3 мотивирующих факторов у сотрудников 94% российских компаний, участвовавших в исследовании, тогда как в мире это важно для служащих 61% компаний (подробнее см. таблицу на стр. 13). На 2-м месте стоит совпадение внешнего имиджа работодателя и реальной ситуации внутри компании (44%), что в России пока не актуально. На третьем — признание заслуг и вклада сотрудника в бизнес компании, что в России важнее (63%), чем в Европе (40%) или Северной Америке (34%).
Эксперты Aon Hewitt выделяют критическую группу — это сотрудники 25−29 лет со стажем работы 2−5 лет, не менеджеры, среди которых лишь каждый второй заинтересован в работе. При этом сначала для них важно признание, а с опытом — уже зарплата, говорит Семянистая.
Идеальную систему повышения заинтересованности для всех придумать нельзя, считают эксперты. Крупные стабильные компании государственного и частного секторов пользуются наибольшей привлекательностью у так называемых беби-бумеров (рожденные до 1965 г.) и поколения Х (с 1965 по 1982 г.) — этим людям важно стабильное продвижение вверх по корпоративной лестнице, достойное материальное вознаграждение, перечисляет Ольга Филатова из «Северстали». Молодые люди 1980−1995 годов рождения, поколение Y, больше ориентированы на свободу, быстроту достижения результата и стремятся поддерживать баланс между карьерой и другими сферами жизни.
Результаты недавнего опроса PwC в России среди молодых людей, рожденных после 1980 г., показали, что для 76% из них при выборе работы помимо зарплаты важно, чтобы корпоративные ценности будущего работодателя совпадали с их собственными ценностями, а для 93% важно соблюдать равновесие между различными сферами своей жизни и обучаться чему-то дальше (29%, в мире — 35%). За гибкий рабочий график проголосовали 19% россиян (в мире — 21%, подробнее см. таблицу на стр. 15).
Работодателю, который не хочет остаться без нужного ему персонала, необходимо соответствовать даже уже не потребностям, а образу жизни нового поколения, говорит Славнова. С этого года каждый сотрудник PwC начиная с позиции менеджера и выше может один день в неделю работать дома, для чего ему предоставляются все технические возможности. «Начиная с июня мы планируем ее расширить до масштабов всех офисов PwC в России, а также, возможно, увеличим количество дней вне офиса — в PwC в США сотрудники имеют возможность работать вне офиса три дня в неделю», — говорит Славнова.
Сдвиг в системе ценностей произошел и у более зрелых людей — 40−47 лет, добавляет Наталия Балашова, советник по маркетингу ректора Высшей школы международного бизнеса РАНХ и ГС. Они готовы пожертвовать частью своего дохода, чтобы иметь более гибкий график работы, больше времени уделять своей семье, отдыху и хобби или новому проекту.
В будущем формы занятости изменятся — станут менее линейными, большее распространение получат трудовой контракт, удаленные формы работ и т. д., предполагает Филатова.
После кризиса 2008−2009 гг. роль денежного фактора существенно изменилась, произошла переоценка ценностей. Во-первых, сами работодатели стали больше задумываться о том, кому, как и за что платить. Во-вторых, для работников, причем не только молодежи, вышли на первый план нематериальные факторы мотивации, лишь в совокупности с которыми заработок будет иметь значение. «Идеальный же работодатель — тот, кто будет максимально адресно работать с разными группами своих сотрудников, выстраивать для них гибкие системы работы, обучения и развития, в идеале — на уровне отдельно взятого человека», — считает Филатова.
Свои коррективы может внести и мировой финансовый кризис. В опросах «Анкора», которые проводятся два последних года среди кандидатов компании моложе 42 лет, самый весомый фактор нематериальной мотивации — 52% - надежность, стабильность работодателя; перспективы карьерного роста набрали 48% (можно было выделить три позиции).
Менеджеры все чаще обращают внимание на экономические показатели потенциального работодателя, динамику роста бизнеса, авторитет компании на рынке, констатирует Наталия Берёза, вице-президент МТС по управлению персоналом, поэтому в будущем бренд транснациональной или крупной российской корпорации можно будет использовать в качестве собственного репутационного резерва.