ТЕНДЕНЦИИ, СВЯЗАННЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО С ОЦЕНКОЙ И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Если вы уже ранее сталкивались с оценкой 360, то наверняка наблюдали такую интересную тенденцию: средняя оценка от группы «подчинённые» существенно выше оценок других групп, а средняя оценка «руководителя» более низкая. Я слышал такое объяснение: это свойственно нашему менталитету и культуре — мы не склонны открыто негативно оценивать своих руководителей (даже в анонимных исследованиях), а руководитель может быть строг к подчинённому, потому что видит потенциал для его роста или просто потому, что «может себе позволить».
Я тоже часто сталкивался с подобными результатами, но оказалось, что это не какая-то специфика нашей культуры. Как выяснил D. Antonioni с коллегами, такое встречается в разных странах [5]. При этом, в ряде исследований показано, что вне зависимости от принятой в компании культуры (более авторитарной или более демократичной), подчинённые чувствуют напряжение при необходимости оценивать своих руководителей [13; 14]. Так что такие оценки, скорее, нужно объяснять самой спецификой отношений «руководитель-подчинённый», чем культурными особенностями или спецификой орг. культуры компании.
А что по поводу восприятия своих результатов оценки сотрудниками с подчиненными, т. е. уровня руководителя? Интересное исследование сделали на этот счёт C. Facteau с коллегами [10] — оказалось, что чаще всего такие сотрудники по-разному относятся к обратной связи от разных групп респондентов. Так, оцениваемые-руководители реже прислушиваются к обратной связи своих коллег (считают, что они не обладают должным уровнем подготовки и экспертности для их оценивания), но более внимательно относятся к оценкам подчинённых.
Возможно, это связано с тем, что во взаимодействии с подчинёнными руководители не хотят терять авторитет и своё влияние в их глазах, а в ситуации с коллегами могут включаться защитные механизмы. Однако в данном исследовании нет особого разделения для каких уровней руководителей это более характерно — остаётся открытым вопрос, как к такой обратной связи относятся топ-менеджеры и как отличается восприятие у сотрудников с небольшим стажем на руководящих позициях от более опытных руководителей.
Иногда возникает желание сравнить оценки 360 с реальной эффективностью сотрудников. Принято считать, что в таком случае лучше обращаться к оценкам непосредственного руководителя — он будет более объективен. Но вот T. Beehr с коллегами [7] обнаружили интересный парадокс: чаще всего реальная результативность оцениваемого больше совпадала с оценками по 360 со стороны коллег (оценки руководителя были на втором месте). Если интересно, сравните результаты своей самооценки с оценками коллег, возможно, они действительно оценивают вас более объективно.
Кратко хотелось бы также упомянуть про некоторые когнитивные искажения, с которыми вы можете столкнуться по итогам оценки: оцениваемые чаще смягчают свою самооценку, но такие сотрудники в рамках исследований менее результативны. Те, кто относятся в оценках к себе более критично, чаще оказываются более эффективными [7]. Чего тут больше — компенсаторных механизмов или искажений по типу «Эффекта Даннинга-Крюгера» [4] — решайте сами. Данный эффект весьма показателен для этой ситуации — это убеждение, которое основывается на том, что чем больше мы углубляемся в какую-то профессиональную область, тем лучше пониманием ограничения своих компетенций, и поэтому оцениваем себя ниже. Сотрудники, которые недостаточно погружены в специфику темы, могут считать, что все очевидны и понятно, а их компетенции развиты отлично.
Другая ситуация — «Гало-эффект» (или «Эффект ореола»), широко известный феномен в психологии, суть которого в том, что наши предшествующие впечатления о человеке могут искажать общее восприятие, и мы становимся предвзяты. Самый простой пример — внешне более привлекательный человек (хотя это очень субъективная оценка) чаще добивается успеха в межфункциональном взаимодействии. В оценке 360 такое искажение встречается в тех случаях, когда мы очень часто взаимодействуем с коллегой и испытываем к нему симпатию или если мы оцениваем сотрудника с бо́льшим, чем у нас, стажем работы или признаваемым авторитетом в коллективе [12]. Ну и в практике я также часто сталкиваюсь с тем, что оценки по компетенциям, которые связаны со взаимодействием с другими, чаще демонстрируют не реальный уровень развития сотрудника, а степень «накопленности» проблем в кросс-коммуникации разных функций и отделов.
Иногда случаются ситуации, которые нетипичны для трендов или противоречат логике. Так, в моей практике был случай, когда сотрудник очень долгое время работал над развитием определенной компетенции, был признанным специалистом в данной области, но получил достаточно низкие значения данной компетенции по итогам оценки. Тут стоит вспомнить про кривую научения А. Бандуры [6] — любое развитие в обучении носит не линейный характер, а достаточно извилисто и включает в себя некоторые точки регресса. Я предположил, что оценка сотрудника совпала с таким периодом в его обучении и что это отметило его окружение. Через полгода, после повторной оценки мои догадки подтвердились, и сотрудник получил повышение с переездом в другую страну.
Но так бывает не всегда. В другом случае я столкнулся с тем, что в одном и том же коллективе без видимых конфликтов и изменения состава команды общие оценки на второй год проведения процедуры стали существенно хуже у всех участников, чем были до этого. Оказалось, что у сотрудников появилось чуть больше доверия к инструменту, они увидели, для чего применяется процедура и какие могут быть последствия, после чего их оценки стали точнее. Это ещё раз доказывает, что тенденции тенденциями, но любой результат оценки нужно рассматривать в контексте конкретной ситуации. Универсальных рецептов нет, но некоторые общие закономерности могут помочь нам лучше понять результаты отчёта.
На этом на сегодня всё, будем делиться с Вами другими тенденциями и опытом в будущих статьях. В следующий раз поговорим о том, как корректно организовывать обратную связь по результатам анкетирования. Подходите к оценке 360 с умом, при правильном применении данный инструмент бывает очень полезен в работе.