Как праздники разрушают вовлечённость
28.10.2025

Как праздники разрушают вовлечённость

Речь пойдёт не о праздниках, как таковых, а о том, как компании могут неправильно их отпраздновать. Для начала мы поделимся несколькими историями, с которыми мы сталкивались в консультировании.
Спасибо вам за выходной
В крупной международной компании праздновалось 8-е марта. Высшее руководство состояло как из экспатов, которые никогда этот праздник не отмечали, так и из российских менеджеров, для которых международный женский день являлся привычным. Первыми сотрудниц поздравляли экспаты. Коллеги рассказали, что в их культуре такого праздника нет, однако они понимают его значимость и ценность, отмечают вклад женской части коллектива в развитие компании и, в принципе, всячески поддерживают его празднование.

После этого вышел местный менеджер, который не нашёл ничего лучше, чем сказать: "Дорогие женщины, спасибо, что вы есть, и что у нас, мужчин, благодаря вам завтра выходной!". Я думаю, вы можете догадаться, что я слышал про этого руководителя на фокус-группах, когда обсуждал с сотрудниками восприятие высшего руководства компании. Одним этим выступлением руководитель смог сформировать представление о себе на многие годы.
Корпоратив «не для всех»
В крупной корпорации, имеющей филиалы по всей РФ, праздновался день рождения компании. Менеджмент решил, что нужно организовать яркий корпоратив. При этом собирать всех сотрудников, конечно, было бы слишком дорого и трудно реализуемо на практике, поэтому решили провести централизованный корпоратив для московского офиса, а региональным офисам было предложено организовать мероприятие на своё усмотрение.

Ожидаемо, часть руководителей региональных офисов решили, что проводить корпоратив неоправданно дорого, поэтому кто-то просто сделал поздравительную рассылку, а кто-то не сделал ничего. В следующем исследовании вовлечённости фактор «Ценность сотрудников» резко упал в регионах, а на фокус-группах сотрудники постоянно говорили о несправедливости внутри компании, мол «для московского офиса — все, а для нас — ничего». Что особенно интересно, эти рассуждения не ограничивались темой корпоративов, а охватывали чуть ли не все аспекты жизни организации.
Благими намерениями…
Празднование «Дня энергетика». Коллеги, которым доводилось поработать в энергетических компаниях, наверняка знают, что день энергетика для сотрудников этой отрасли является, возможно, самым значимым из всех существующих праздников.

Так вот, я наблюдал, как в одну энергетическую компанию пришёл новый менеджер не из отрасли. Он, конечно, слышал, что праздник этот очень важен, поэтому решил провести в него награждение. Бюджет был не очень большой, поэтому он решил: «Зачем устраивать для всех недорогие посиделки, лучше мы в этот день наградим самых успешных сотрудников, но пусть это будут действительно дорогие подарки». Так он и сделал.

Однако, на фокус-группах о своём недовольстве сообщили все: и те, кто был награждён, и те, кто в этот день остался ни с чем. Люди удивлялись: «Неужели нельзя было распределить этот бюджет на всех и сделать пусть недорогой, но общий праздник, который мы бы провели все вместе, ведь этот день значим для всех нас?». Ну, а сам менеджер с тех пор прослыл «чужаком», который не понимает, куда он попал.
Выводы и рекомендации:
1. Во-первых, корпоративные праздники — это возможность для руководителя либо укрепить свой имидж, либо в момент его разрушить.

При выступлениях на праздниках нужно быть вдвойне внимательным и чётко понимать, что говорить можно, а чего говорить не стоит. Все, что вы скажете, будет использовано против вас — или же, наоборот, скажется на вашем имидже положительно.

2. Во-вторых, важно избегать «элитарности» при проведении корпоративов, когда одним сотрудникам участие в них доступно, а другим — нет.

В противном случае вместо единения, достижение которого во многом является целью совместного празднования, можно получить прямо противоположный эффект.

3. В-третьих, важно понимать, что профессиональные праздники — это не просто день веселья, а важнейший компонент формирования корпоративной и профессиональной идентичности.

И если вдруг у людей возникает ощущение, что к их профессии относятся неуважительно, высокой вовлечённости от них ждать не придётся.

Ну и напоследок. Многие работодатели не проводят корпоративы по причине того, что считают их слишком дорогими. Однако, по моему опыту, для того чтобы корпоратив «работал», совсем не обязательно, чтобы он должен быть дорогим.

Конечно, если компания «богатая» и сотрудники привыкли к определённому уровню, то бюджетное мероприятие может быть воспринято как попытка сэкономить, что негативно скажется на имидже компании.

Однако если обычно вы не проводите помпезных мероприятий, то совместный и душевный выезд в пригород на шашлыки может работать не хуже, чем дорогое мероприятие. В этом смысле выбор в пользу массового, но бюджетного мероприятия оказывается лучше выбора дорогого праздника для избранных.
партнер, Директор по развитию

Артём Зацепин

Работает в AXES c 2016 года. Отвечает за развитие продуктов компании и платформы для проведения корпоративных исследований. Занимается разработкой анкет и методологий, курирует проекты по проведению кастомизированных опросов и индивидуальной оценке, в том числе оценке методом 360 градусов. Проводит фокус-группы с сотрудниками и воркшопы с топ-менеджерами различных российских и международных компаний.

Окончил с отличием факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова;
Проходил обучение основам фасилитации в «Школе фасилитации Марины Курдовой».
СТАТЬИ Артёма Зацепина
    Руководитель проектов

    Нина Акопян

    Специализируется на проведении проектов по исследованию вовлеченности, формированию бренда работодателя и разработке EVP и оценке персонала. Проводит фокус-группы и индивидуальные интервью с сотрудниками.

    • Окончила с отличием факультет социальных наук НИУ «Высшая школа экономики» по специальности «Государственное и муниципальное управление» (2020 г.).
    • Свободно владеет английским языком.
    • Проходила повышение квалификации на курсе НИУ «Высшая школа экономики» Econometrics (Advanced Level I/II).
    • Проходила повышение квалификации на курсах «Школы фасилитации» А. и Л. Дудоровых.
    • Проходила повышение квалификации на курсе "Бренд работодателя 2024" от Школы внутреннего коммуникатора.
    СТАТЬИ Нины Акопян