Для удобства представим, что нашего оцениваемого зовут Евгений. Если оценки окружения и самооценка Евгения выше целевого уровня, то они попадают в первый квадрант «Явные сильные стороны»: и окружение, и сам Евгений сходятся в оценках и считают эти компетенции его сильной стороной. То же самое происходит в ситуации, когда Евгений и его окружение оценивают компетенции ниже целевого уровня — тогда они попадают в квадрант «Потребности для развития». Получается, что и Евгений, и окружение понимают, что это направления, с которыми можно работать в дальнейшем.
Однако для обратной связи важнее подсветить два других квадранта, где мнения Евгения и его окружения расходятся. В этом смысле квадрант «Скрытые сильные стороны» менее болезненный и иногда даже приятно удивляет — это те компетенции, которые Евгений оценивает ниже целевого уровня, а окружение — выше. Возможно, Евгений себя недооценивает по этим направлениям или видит возможности для развития. Более неприятным и часто вызывающим негативную реакцию у респондентов является квадрант «Слепое пятно» — это те компетенции, которые Евгений оценивает высоко, но его окружение с этими оценками не согласно и видит возможные области для развития.
При проведении обратной связи я рекомендую в первую очередь обращать внимание на эти расхождения — их важно более внимательно изучить вместе с оцениваемым. В ситуации, когда ни одна из оцениваемых компетенций не попадает в «Слепое пятно», я рекомендую выбрать несколько компетенций, которые оцениваются окружением наиболее низко относительно других.
После того, как мы выявили наиболее проблемные компетенции, важно также изучить развернутые комментарии, которые оставляло окружение. Это важно по двум причинам:
- Так вы лучше поймете ключевые замечания окружения и в целом специфику взаимодействия респондентов с оцениваемым;
- Комментарии зачастую бывают противоречивыми и важно не оставить оцениваемого с ними наедине — они могут его запутать или выбить из колеи.
Помимо этого я рекомендую изучить не только общие оценки окружения, но и отдельные результаты. За средними оценками скрываются любопытные детали, которые помогут сотруднику чуть лучше понять своё окружение. Как мы помним, в инструменте 360 есть разные группы респондентов, самые распространённые из которых — руководители, коллеги (или клиенты) и подчинённые. Из-за большого объёма информации в отчёте и эмоционального настроя оцениваемый может не заметить важные детали, поэтому необходимо выделить 2−3 наиболее низкие оценки от разных групп респондентов, чтобы обсудить их на встрече.
Помимо этого также можно запросить информацию об уровне должности респондента, специфике его работы, ситуации за последний год и т. д. — дополнительная информация не бывает лишней и помогает Вам учитывать контекст.