Евгений Емельянов и Светлана Поварницына добавили в эту типологию элементы эволюционного развития и назвали её жизненным циклом организации, где стадии являются не просто отдельными культурами, а последовательно сменяют друг друга на разных этапах развития компании. Именно переход из одной культуры в другую порождает кризис, от успешности преодоления которого зависит и дальнейшая судьба компании. Руководителям организаций важно отслеживать и прогнозировать эти кризисы, чтобы быть готовым к смене культуры и новым вызовам.
Важная отличительная особенность этой типологии отечественных авторов в том, что в ней уделяется очень много внимания роли руководящего состава (лидеров) в изменении культуры конкретной организации: при их смене может измениться и культура, а значит, перед организацией буду стоять новые вызовы. Поэтому вполне возможен не только эволюционный прогресс компаний, но и регресс вплоть до отката до предыдущих стадий. Именно поэтому важно не только подбирать команду топ-менеджеров, но и готовить их к вызовам, которые могут стоять перед очередным эволюционным скачком в организации. Другие сильные стороны данных типологий отечественных авторов заключаются в учёте не только специфики сотрудников, типа деятельности, жизненного цикла развития, внешней среды, а также учёт смешенных типов культур и их сосуществования в рамках одной организации из-за другого ведущего типа деятельности. Если это так, то под специфику изменений можно найти кого-то из действующих сотрудников в рамках кадрового резерва.
Из существенных ограничений отчественных типологий всё та же диагностика — на рынке пока нет эффективных инструментов для чёткой маркировки отделов и компании в целом под данные концепции. Рассмотрим ещё одну популярную концепцию, пускай и не относящуюся к категории отечественных.
Теория жизненного цикла организации Ицхака АдизесаЭта концепция известного учёного пользуется большой популярностью у управленцев высокого уровня различных компаний в России. По сути, она интегрирует и подходы спиральной динамики, и соприкасается с учётом особенностей корпоративных культур со стороны отечественных авторов. В своей концепции И. Адизес перенёс особенности возрастного развития человека на особенности развития организации. Эта модель популярна, так как отражает идеи, озвученные и другими авторами, но в то же время нет большого смысла кратко описывать и перечислять все 9 этапов жизненного цикла, потому что они очень похожи на идеи других авторов выше. Укажу только, что глобально автор выделяет две тенденции — развитие и постепенное угасание организации. Отличает данную концепцию — наличие смерти организации и её угасание. Действительно, все предыдущие типологии не учитывают подобную специфику. Но, как известно, «ничто не вечно под луной», и понимание критериев и сигналов о скорой смерти организации может помочь руководству вовремя подготовиться к этой кризисной ситуации. Когда-то это могло уберечь компанию Nokia от банкротства. Хорошая новость в том, что на основе старой компании можно построить новую, как в своё время вышло с компанией General Motors. Бизнес делают люди, которых можно «пересобрать» под новой целью и поставить под новыми знамёнами. Однако нужен лидер, который поможет этому случиться.
Если возвращаться к типологии И. Адизеса, ценность данной концепции для российских компаний состоит в объяснении и предсказании возможных изменений, происходящих в организациях на разных стадиях, особенно в текущих реалиях, где «черных лебедей» (используя термин Нассима Талеба) может быть очень много. Модель позволяет анализировать возможные сценарии развития, предсказывать кризисы, оценивать перспективность текущего персонала и менеджмента организации, а также принимать своевременные управленческие решения и попытаться удержать организацию в ситуации близкой к краху.
Данная концепция интегрирует идеи других авторов, но в этом не только её преимущество, но и существенный минус: чтобы применять её на практике, нужно достаточно хорошо владеть теорией и понимать всю специфику и нюансы идей И. Адизеса. Есть ли для этого ресурс у компаний? Каждый решит для себя сам. Но, безусловно, можно рекомендовать эту типологию для изучения топ-менеджменту компаний.