Несмотря на разнообразие технологий и подходов, выделяют основные этапы составления модели.
Когда компания принимает постановление разработать компетенции, главное, понять цель, которой необходимо придерживаться. От этого зависит разработка плана.
Рассмотрим каждый из этапов:
1. Передача и создание заказа от руководства компании. Уже на начальной стадии важно выяснить, какие ресурсы предоставит организация для помощи в разработке: насколько возможна работа с сотрудниками, как проинформирован персонал о планах руководства.
2. Постановка цели. Бывает, что цели, преследуемые при планировании, ясны на начальной стадии, но в конце меняются из-за присоединения к разработке других людей. При этом важно, чтобы участвующие в проекте в конце пришли к согласию и поняли конечную цель.
3. Планирование проекта. Определив срок и ресурсы, участники составляют план по сбору, анализу полученных данных. С их помощью они построят модель, протестируют и запустят в работу. Заранее планируется, кого, когда и как привлекут к разработке проекта.
4. Выбор команды, методов анализа. Назначаются люди, ответственные за сбор информации: это могут быть сотрудники компании или эксперты со стороны. Лучше, если все будут работать вместе. К методам сбора относят опросы, проведение совещаний, сбор пожеланий и мнений руководства.
5. Сбор информации для раскрытия шаблонов поведения. Источники информации — сотрудники, руководители, бизнес-план данной организации, мнения их партнеров.
6. Анализ собранной информации, составление пробного проекта модели. На основании принятых сведений комплектуются стандарты поведения, распределяют по категориям персонала.
7. Составление конечного варианта. Определяются образцы поведения, вырабатывают стандарты. Уровни составляются различной сложности, чтобы применять их для сотрудников разных направлений.
8. Проверка и окончание. На этапе разработки проверяются компетенции: правильно ли они отражают стандарты выполнения работы, служат целям компании. Участники разработки убеждаются, что сотрудники, имеющие сведения, работают эффективнее коллег. После проверки осуществляются доработка с учетом плана по развитию бизнеса.
9. Запуск модели в бизнес по завершению работ, когда все утверждено. На данном этапе важно донести до сотрудников информацию. Для чего проделана работа, почему разработана модель, для каких целей ее будут применять. Необходимо объяснить, какую поддержку сотрудники получат при использовании предоставленной модели.
После завершения проекта требуется непрерывная работа по поддержке модели компетенций в действующем состоянии. Важно подумать, кого назначить ответственным. Именно он будет сообщать об изменениях персоналу.
Многие фирмы пользуются этой последовательностью для составления модели. Все больше распространяется применение компетенций для правильного подбора персонала, что помогает менеджерам анализировать и оценивать выполнение работы.
Важно понять не достижения персонала, а как и на основе чего они были сделаны.
- Общие профессиональные и личностные качества, знания, умения, навыки.
- Оценка специальных профессиональных знаний, умений и навыков.
- Знание о компании и продукции (ассортименте).
- Знание специфики отрасли.
- Знания менеджмента качества и требований международных стандартов качества, касающихся взаимодействия с клиентами.