/
/
Руководитель или лидер?
09.06.2023

Руководитель или лидер?

Сталкивались ли Вы с тезисом «В кризис роль руководителя возрастает»?
Правда ли это, объясняет Руслан Кутуев, руководитель проектов AXES Management и преподаватель курса «Лидерство и построение команд в бизнесе» магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ «ВШЭ».
Чем отличаются понятия «руководитель» и «лидер»?
И то, и то — групповые роли, при этом руководитель — более формальная роль с явно очерченными критериями, а лидер — роль, носящая неформальный характер -авторитетная личность в коллективе.
Получается, каждый руководитель — лидер?
Нет, это не всегда так. Хорошо, когда роль руководителя и лидера сочетаются в одном человеке, но лидерство более динамично и изменчиво: руководителя назначают, а лидера выбирают. Лидерство чаще всего проявляется в умении управлять эмоциями группы или атмосферой внутри организации в целом.

Практика показывает, что в кризис наиболее успешными являются именно руководители, которые, помимо формальных полномочий, одновременно воспринимаются сотрудникам как лидеры.
Чтобы понять, чего ждут от руководителей сотрудники в текущих условиях, мы провели около 200 глубинных интервью в организациях разных регионов РФ. Респондентами были сотрудники разного возраста, пола, стажа работы и уровня должности.
Какие качества руководителей сотрудники отмечают чаще всего?
Связаны ли уровень вовлеченности сотрудников и их оценка своих руководителей?
Мы провели исследование на основе пула наших исследований за 2019 и 2022−2023 годы. Эти периоды мы выбрали не случайно: 2019 — это год относительной стабильности, до кризиса пандемии. 2022−2023 — это период высокой неопределенности, когда кризис можно называть затяжным.

Мы выбрали ряд вопросов по факторам «Непосредственное руководство» и «Высшее руководство» нашей анкеты, чтобы получить данные об удовлетворенности сотрудников своими руководителями.

Выборка у нас была серьёзная:
Полученные результаты подтвердили: вовлеченность сотрудников в высокой степени связана с их удовлетворённостью непосредственным и высшим руководством.

Все 8 вопросов при анализе результатов показали значимую связь с вовлеченностью сотрудников (коэф. корреляции Спирмена в диапазоне от 0.3 до 0.8, p= 0.01), как по результатам 2019 г., так и в исследованиях 2022—2023 гг.
Что это значит?
Если в «докризисном» 2019 году для сотрудников было важно, чтобы руководители задавали конкретный алгоритм работы для достижения результата, то в 2023 для них стали важнее то направление, которое задаёт руководитель, и конечная цель. Это позволяет работнику зацепиться за хоть какую-то определённость.

Кроме того, если руководители целенаправленно развивают свои навыки по постановке целей для подчинённых, можно прогнозировать рост индекса вовлеченности до 7 процентных пунктов.

А большее количество поддержки и внимания к проблемам работников может повысить вовлеченность до целых 12 процентных пунктов!
Цифры это одно, а реальность — другое!
Количественные результаты подтверждаются и нашими наблюдениями. Руководители, которые успешно справляются с кризисными ситуациями, сами начинают увереннее чувствовать себя при столкновении с новыми трудностями и зарабатывают необходимый авторитет. Он помогает им утвердиться в лидерской роли в глазах сотрудников.

И, наоборот, если руководитель «тушуется» в кризис, то он рискует потерять лидерскую позицию, даже если ранее его воспринимали как неформального лидера.

Говоря кратко: Кризис — это возможности для сильного лидера и риски для слабого
Резюмируем:
Для поддержания высокого уровня вовлеченности даже в кризис руководителям стоит:

  1. Задавать понятный вектор развития, дающий сотрудникам чувство определенности;
  2. Четко обозначать конечную цель, которой необходимо достичь;
  3. Уделять внимание проблемам работников и подчеркивать, что они значимы не остаются без внимания.
Желаем каждому руководителю стать истинным лидером своего коллектива!
Руководитель практики Оценки и развития лидерства
Автор статьи
Руслан Кутуев
Специализируется на организационных исследованиях: исследования удовлетворённости, лояльности, вовлечённости, кастомизированных исследованиях. Занимается проведением проектов по оценке 360 градусов, проведению фокус-групп.

  • Окончил с отличием бакалавриат факультета «Психологии» МГУ имени М. В. Ломоносова (2015 г.);
  • Окончил с отличием магистерскую «Психология в Бизнесе» НИУ ВШЭ (2017 г.);
  • С 2017—2019 гг. обучался в аспирантской школе по Психологии НИУ ВШЭ;
  • Преподаватель магистерской программы «Психология в Бизнесе» НИУ ВШЭ.
Другие СТАТЬИ Руслана Кутуева