ПРЕВРАТИТЕ ФРУСТРАЦИЮ В ИННОВАЦИИ
Чтобы привлечь всех сотрудников к инновационному процессу на постоянной основе, нужно найти проблемы, которые действительно стоят того, чтобы искать для них решения — и это уже даст неплохой результат.
Прежде всего, начните с фокусировки внимания на культурных аспектах. Во многих организациях существующие обычаи и привычки приводили к тому, что проблемы были «заметены под ковер», и все попытки вынести их на свет божий рассматривались как нытье, донос или как дело заранее провальное. Поэтому задача для управленческого персонала может заключаться в том, чтобы создать атмосферу, в которой каждый сотрудник осознает, что проблема — не причина для стыда, а «подарок», который они могут представить своей организации в виде возможностей для ее улучшения.
Следующий шаг, после создания правильной среды, должен состоять в том, чтобы создать процессы или инструменты, которые позволили бы любому сотруднику сообщить о проблеме, когда она появится. Ключом к успеху является формирование привычки говорить о проблемах как таковой. Каждый раз, когда что-то беспокоит или просто расстраивает сотрудника, он должен иметь возможность сообщать об этом руководству немедленно и как можно проще. Здесь важно именно облегчить процесс, уменьшить его трудоемкость, поэтому мы должны сократить время, необходимое для сообщения такого уведомления, до считанных секунд. В противном случае это будет пустой тратой времени для людей.
На более позднем этапе стоит помочь сотрудникам правильно определять и выявлять проблему. Это не является критическим фактором на начальном этапе процесса. Многие люди могут столкнуться с некоторыми трудностями в отличии проблемы от ее причины и следствия. В этом случае стоит воспользоваться стандартными инструментами «решения проблем», такими как последовательность «почему?». Вопросы, так называемые 5xWhy, или методы из шести ключевых вопросов (5W + 1H).
Прозрачность процессов является дополнительным культурным элементом в инновационных организациях. Хотя сотрудники работают в разных отделах, часто разбросанных по всему миру, у них есть, или хотя бы должна быть единая организация и общая цель, к которой они стремятся как одна команда. На практике это происходит не так часто. Вот почему многие инновационные организации стремятся к полной открытости, например, в контексте своих целей. Они используют метод OKR (Objective and Key Results), созданный Intel, используемый, и в Google, который позволяет понять цели, поставленные для всех в организации, от генерального директора до простого сотрудника. Точно так же это должно сочетаться с обсуждением проблем. Пусть проблема каждого отдельного сотрудника будет очевидна всем остальным в организации. Таким образом, мы создадим поддерживающую среду для ее решения.
Вовлечение сотрудников в диалог об имеющихся в компании проблемах является непростой задачей. Как решить их все, когда у вас есть ограниченное время и ресурсы? Ну, мы не обязаны или даже не должны ввязываться в решение всех проблем без исключения. Инновации — это решение действительно важных задач.
Как выделить проблемы, которые стоит решать?
Необходимо дать людям выбор, дать им возможность решать, какая из проблем на самом деле является самой важной на данный момент. Сколько раз вы слышали от сотрудника, что ему абсолютно все равно, потому что решения принимаются «в штаб-квартире», а «я просто машу здесь тряпкой». Пусть люди выбирают, голосуют, ставят «лайки», расставляют приоритеты. Цель состоит в том, чтобы создать такую систему, в которой вы будете определять приоритеты вместе. Благодаря такому подходу мы можем сосредоточить время и ресурсы там, где это действительно актуально. В то же время мы создаем чувство принадлежности к команде и реальное влияние на то, что происходит в организации.
Интересным решением, формирующим привычки, могут стать элементы геймификации. Стоит сделать поиск насущных проблем интересным, приносящим радость и удовлетворение от достижения промежуточных результатов в этом большом процессе. Стоит выделять и поощрять тех, кто принимает в этом наиболее активное участие.
Если в процессе работы с инновациями сотрудникам удается прийти к решению, какие проблемы все же являются наиболее важными, 50% успеха уже у вас в кармане. Следующим шагом будет поиск идей для их решения, и прозрачность этого процесса играет здесь не последнюю роль. Очень часто на данном этапе выясняется, что многие подобные проблемы уже давно были решены где-то еще, но у сотрудников не было возможности обменяться способами этих решений. Возможно это было решение, предложенное человеком на другом конце света и работающее с совершенно другими процессами. Важно избавиться от зашоренного мышления, научиться смотреть в одном направлении, вдохновлять друг друга. Творчество в одной области может дать неожиданные результаты в совершенно другой. Этот подход является дополнительными 5% к успеху. У нас уже есть 55% шанс для успешного инновационного процесса!
Чего нам не хватает до 100%?
Ключевые элементы успешного инновационного процесса можно выразить с помощью простой формулы:
Инновации = проблема, стоящая решения + идея + реализация
Другими словами, нет инноваций без талантливой реализации идеи и решения проблемы. Вот почему важно обеспечить обратную связь. Выбор проблем TOП5 или TOП10. Каждая компания будет иметь свой собственный TOПx, где x — количество инноваций, которые могут быть реализованы за определенный период. Это один из важнейших факторов успеха и приверженности сотрудников на постоянной основе. С точки зрения организации, выбор приоритетов сотрудниками означает сосредоточение внимания на наиболее важных вопросах с их точки зрения. С другой стороны, это большая ответственность со стороны руководства. Проблемы, обозначенные людьми, должны стать приоритетом. Конечно, бывают ситуации, когда затраты на внедрение идей и решений превышают пользу для компании. Причиной может быть, например, потребность в инвестициях, для которых в настоящий момент компания не готова в финансовом плане. В этой ситуации руководству стоит дать обратную связь и обоснование того, почему компания не может решить проблему. Люди смогут это понять, пока организация четко обозначает ограничения и последовательно реализует возможные решения.
Как получить самые передовые идеи от сотрудников?
Создайте условия для совместных действий. Пусть люди чувствуют, что они оказывают влияние на организацию. Создайте прозрачную и дружелюбную к сотрудникам рабочую среду. Сосредоточьте внимание на действительно важных вопросах с их точки зрения, а затем с полной решимостью реализуйте избранные ими идеи. Позвольте им работать и сосредоточиться на том, что действительно приносит пользу компании, и они вознаградят вас своей проактивностью и идеями, изменяющими лицо рынка.