Парадокс: сотрудник, которого постигает неудача, может гораздо больше нуждаться в повышении зарплаты, чем его более удачливые коллеги. Просто только так он может удовлетворить свои амбиции и почувствовать себя относительно счастливым. Как же избежать демотивации сотрудников и понять, какие поручения им не по силам? Статья основана на практическом опыте решения более 100 мотивационных задач в ходе более чем 30 проектов разработки и внедрения уникальных мотивационных программ.
ОБЩЕПРИНЯТОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:Стимулируй подчиненных брать на себя высокие обязательства. Убеждай их ставить себе суперамбициозные цели. Это в любом случае выгодно. Если они не достигнут целей, это снизит их самооценку и остановит ежегодную волну петиций о повышении окладов. Если же они окажутся эффективными, то свежевыжатый сок и пот таланта будет лучшей наградой менеджера и прорывом для компании в целом. В любом случае вы заплатите им меньше.
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ (или Реальность же часто выглядит так…)
Картинка 1. Руководитель поставил своему таланту «цель супермена», так как у него есть все основания считать, что талантов этого человека хватит для ее выполнения. Сотрудник, тем не менее, потерпел фиаско (не хватило опыта). Каковы последствия этого факта для сотрудника? Догматы менеджмента говорят, что невыполнение поставленных задач является основанием для удержания премиальных либо другой формы наказания. И мы согласимся с догмой, однако не торопитесь с выводами. Практика показывает, что часто бывает иначе.
Картинка 2.Давайте посмотрим, что происходило с талантом с тех пор, как ему была поставлена «цель супермена». Сотрудник подписал обязательства и принял на себя ответственность. С огромной верой в успех он вышел из кабинета руководителя. Однако через некоторое время он начинает осознавать реальную сложность задачи и то, как трудно будет сохранить лицо при ее невыполнении. У таланта формируются цепь отрицательных ожиданий (в рамках теории ожиданий Врума).
- Его усилия не приведут к достижению цели
- Недостижение цели приведет к негативным последствиям
- Последствия будут значимыми для него и его карьеры.
Что пришло на смену его вдохновению и заинтересованности?
Человек чувствует молчаливое ожидание результатов со стороны руководства, в нем растут тревога, напряжение, разочарование и дискомфорт.
Время «Ч» приближается, негативные ожидания растут, напряжение растет. Таланту больше не нравится здесь работать, он начинает искать новое место. В определенный момент он подает заявление об уходе из компании. В свою очередь, руководитель, совершенно не ожидая такого шага от таланта, с которым он связывал ряд планов, уговаривает его остаться, так как по-прежнему считает, что талант — талантливый, хотя и не опытный. Одно из условий, которые предлагает руководитель, — повышение заработной платы. В результате, не выполнив задачу, продемонстрировав свою неэффективность по меркам бизнеса, талант получил повышение.
Картинка 3Небольшая компания в течение 7 лет показывает ежегодно двукратный рост оборотов, численности персонала. Клиентская база постоянно растет, текучесть и сотрудников и клиентов отрицательная. В общем, жизнь удается. Проходит еще год.
Ситуация на рынке резко меняется, появляются более дешевые и технологичные конкуренты, которые перехватывают клиентов у компании. Это приводит к остановке роста оборотов компании и стабилизации доходов. Настроение в среде сотрудников меняется с ощущения боевого задора на усталое равнодушие. Как вы думаете, как это повлияло на требования персонала к заработным платам? Количество петиций о повышении окладов увеличилось в 3 раза. По меркам бизнеса компания стала работать менее эффективно, однако потребность в деньгах у людей возросла.