Ошибка 1. Работа с симптомами вместо устранения первопричины
Первое и самое важное, с чего начинается план по повышению вовлеченности — четкое определение проблемы, которую нужно устранить. Здесь нередко встречается подход, при котором лечение направлено на симптомы, а не на первопричину.
Например, сотрудники в опросе жалуются на нехватку запчастей для выполнения работ. Решением становится их закупка, хотя проблема может крыться в недостаточной эффективности системы закупок в целом — чрезмерно долгие согласования, «криво» отлаженный процесс бюджетирования или «застревание» заявок на определенных этапах.
Бывает и так, что сотрудники опасаются говорить о проблемах открыто или считали обращения бесполезными, потому что руководитель не реагировал на запросы команды.
Причин у одной и той же проблемы может быть много. В одном случае нужно совершенствовать систему закупок, в другом — обучать руководителей работе с командой. Поэтому для всех проблем нужно формулировать причины — иначе есть риск, что запланированные действия не приведут к долгосрочному результату, а станут мерой по «латанию дыр».
Добраться до первопричин помогает принцип «5 почему», изобретение которого приписывают основателю Toyota Сакити Тоёдо. Его суть в последовательной постановке вопроса «почему?» до тех пор, пока не будет выявлена коренная причина.
Важно, чтобы на последнем шаге проблема не зацикливалась на конкретных людях. Основная идея метода заключается в поиске процессов, требующих улучшений. Если же на финальном шаге причина упирается в людей, стоит задать еще один вопрос: «почему они так действуют?». Так можно выяснить, что им не хватает управленческих навыков или что руководство не транслирует необходимость работы с инициативами сотрудников.
К обсуждению проблем и поиску причин важно привлекать непосредственных участников процесса, например через фокус-группы.
Когда первопричина определена, можно переходить к планированию конкретных действий. И здесь тоже встречаются ошибки.