ЧЕМУ РАВЕН РУКОВОДИТЕЛЬ
Главная задача руководителя — обучать подчиненных полезным навыкам, которые позволяют им работать при минимальном воздействии сверху. Именно в этом случае компания получает от работы менеджера максимальную пользу, доказали недавно американские исследователи. В других случаях польза не очевидна.
В 2012 г. сотрудники Стэнфордского университета Эдвард Лазир и Кэтрин Шо вместе с Кристофером Стэнтоном из Университета Юты опубликовали результаты многолетних наблюдений за работой 23 878 сотрудников под управлением 1940 руководителей. Сотрудники выполняли работу, относящуюся к категории «оказание услуг с использованием современных технологий». К этой категории исследователи относят, например, работу внутренних IT-специалистов, сотрудников колл-центров и многие другие виды деятельности, которая требует от сотрудника подключения к информационной системе предприятия, а значит, допускает и мониторинг его действий.
По подсчетам исследователей, в типичных случаях примерно 10−12% личного состава, занятого на таких позициях, приходится на супервайзеров. Выяснилось, однако, что производительность труда сотрудников довольно сильно зависит от особенностей личности и действий их руководителей.
В частности, лучшие руководители увеличивали эффективность работы сотрудников в среднем на 1,3 единицы выпуска (например, выполненных запросов, поступивших в IT-службу) в час по сравнению с худшими. Это значит, что при средней производительности труда в 10 единиц в час, эффект от хорошего руководства эквивалентен прибавлению в команду из 10 профессионалов еще одного.
По оценкам исследователей, один руководитель эквивалентен 1,75 сотрудника, как и можно было бы предположить, исходя из разницы в оплате труда, принятой на такого рода позициях. Главная задача руководителя — обучать подчиненных полезным навыкам, которые позволяют им обходиться без руководства, заключили Лазир, Шо и Стэнтон. Те из руководителей, кто с этим не справляется, на менеджерских позициях в США обычно не задерживаются. Вероятность потерять место у руководителя, который попадает в 10% худших, на 67% больше, чем у оставшихся 90%. И наконец, чтобы раскрыть потенциал хорошего руководителя, ему нужны хорошие подчиненные, те, кто способен и хочет учиться на работе. На тех же, кто учиться не хочет, не способен повлиять даже самый лучший руководитель, заключают Лазир, Шо и Стэнтон.