Начнём издалека. С древних времён люди сбивались в коллективы для того, чтобы было проще добиваться целей, которые трудно достичь по одиночке: вырастить хороший урожай, загнать мамонта, защититься от соседнего племени. С тех пор в человеческом обществе многое изменилось: появились мораль и этика, правила и принципы делового поведения, но механика выстраивания отношений внутри коллектива осталась по большей части прежней. В социальной психологии давно выделяют механизм «мы-они» как результат взаимодействия внутри коллектива. Проявляется этот механизм в тенденции делить окружающих на две группы: ингруппу («мы») – группу, к которой человек себя относит, и аутгруппу («они») – группу, к которой человек себя не относит. Для чего это нужно? Идентификация себя с группой позволяет поддерживать положительную атмосферу внутри коллектива, повышает чувство собственной важности и ценности для каждого участника.
Другими словами, сплочённость в коллективе позволяет каждому члену группы чувствовать себя важным и ценным. Первым концепцию под названием «Теория социальной идентичности» предложил психолог Анри Тэшфел. Тэшфел заметил, что сплочённость не всегда опирается на объективные критерии – зачастую наоборот: «мы классные просто потому, что это Мы». Такой эффект в психологии назвали «ингрупповой фаворитизм». И, несмотря на пользу, иногда этот эффект порождает негативные действия и агрессию по отношению к другим группам – «аутгрупповую агрессию». В своих экспериментах автор убедительно показал, что это касается любых групп, вне зависимости от времени их существования, состава участников и других параметров. Так, в одном из экспериментов Анри Тэшфел поделил незнакомых друг другу людей на группы по признаку того, какое количество кругов они видели на картинах Василия Кандинского, и дал этим группам соревновательное задание. Как результат – ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая агрессия проявились и у совершенно незнакомых друг другу людей, объединённых по случайному признаку.