/
/
Лучшее время для проведения опросов
30.11.2023
Лучшее время для проведения опросов
Сейчас наступило время, когда многие компании планируют проведение исследований вовлеченности на следующий год. Но какой период года самый лучший для опроса персонала? Лето, зима, весна или осень? Часть компаний проводит опрос сразу после новогодних праздников, но есть ли в этом риски?
АРГУМЕНТЫ «ЗА» ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСА ПОСЛЕ ПРАЗДНИКОВ:
  • Конец года во многих компаниях сопровождается высоким уровнем рабочей нагрузки. В таких условиях выделить даже 20 минут на заполнение анкеты может оказаться довольно сложно. После новогодних праздников у сотрудников есть возможность внимательно и вдумчиво заполнить анкету в период затишья, не отвлекаясь на большое количество рабочих задач.

  • Для руководителей и HR, проведение опроса в начале года — это возможность сформировать стратегию влияния на персонал на ближайший год, как бы получив результаты «с чистого листа», в этом смысле результаты опроса становятся отправной точкой для планирования работы на год. Одновременно с этим нередко на результаты опроса, проведенного в начале года, смотрят как на оценку эффективности работы с персоналом в минувшем году.
ОДНАКО АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ» ТАКЖЕ ИМЕЮТ ВЕС:
  • После праздников у сотрудников может быть «замыленный» взгляд на проблемы, о части проблем они могут и вовсе забыть рассказать. Например, в моменте сложностей в организации бизнес-процессов не возникает, а проявляются они как раз в периоды высокой нагрузки.

  • После длительного отдыха царит общее воодушевление, из-за чего можно получить завышенные результаты, которые не отражают обычного состояния сотрудников в среднем по году.

  • Есть также риск не охватить часть сотрудников, так как после новогодних праздников кто-то продлевает отдых с помощью отпуска.

Сразу оговоримся, что приводя аргументы, я рассматриваю среднестатическую компанию, в отдельных организациях все может сильно отличаться. Где-то пик рабочей нагрузки в самом начале года также является нормой, а где-то в принципе не бывает периодов затишья в привычном понимании.

Что же делать? Точно имеет смысл выждать 1−2 недели после праздников перед запуском опроса.

В целом же не столь важно, в какое время года вы проводите опрос, куда важнее проводить повторные исследования в тот же период, что и предыдущие, чтобы корректно сопоставлять данные и учитывать базовые условия работы. Совсем не обязательно, чтобы это был один и тот же период года, куда важнее, чтобы эти периоды совпадали содержательно: по уровню рабочей нагрузки, выплате премий и т. д. Это позволит избежать искажения динамики результатов. При этом, конечно, не стоит проводить опрос в «экстремальный» или необычный период. И это не только период высокой нагрузки.

Может быть ровно наоборот, когда, например, значительная часть работников уходит в отпуска или если только что в компании была повышена зарплата. При этом опросы в «экстремальные» периоды тоже могут быть полезны, но это как правило тематические исследования, направленные на выявление специфических для данного периода проблем. Например, мы проводили опросы в разгар пандемии об отношении сотрудников к вакцинации и об эффективности организации удаленной работы. В начале СВО также был всплеск проведения тематических опросов в разных компаниях.

Я знаю случаи, когда повторный опрос вовлеченности проводили сразу же после выплаты годовых бонусов и получали значимый рост индекса вовлеченности и других показателей исследования. Вот только понять истинные причины этого роста в таких условиях крайне сложно. Воодушевление от повышения зарплаты со временем пропадает, а специфика работы в конкретной компании остаётся.
Руководитель направления корпоративных исследований
Автор статьи
Артём Зацепин
Работает в AXES c 2016 года. Отвечает за развитие продуктов компании и платформы для проведения корпоративных исследований. Занимается разработкой анкет и методологий, курирует проекты по проведению кастомизированных опросов и индивидуальной оценке, в том числе оценке методом 360 градусов. Проводит фокус-группы с сотрудниками и воркшопы с топ-менеджерами различных российских и международных компаний.

Окончил с отличием факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова;
Проходил обучение основам фасилитации в «Школе фасилитации Марины Курдовой».
Другие СТАТЬИ Артёма Зацепина