- После праздников у сотрудников может быть «замыленный» взгляд на проблемы, о части проблем они могут и вовсе забыть рассказать. Например, в моменте сложностей в организации бизнес-процессов не возникает, а проявляются они как раз в периоды высокой нагрузки.
- После длительного отдыха царит общее воодушевление, из-за чего можно получить завышенные результаты, которые не отражают обычного состояния сотрудников в среднем по году.
- Есть также риск не охватить часть сотрудников, так как после новогодних праздников кто-то продлевает отдых с помощью отпуска.
Сразу оговоримся, что приводя аргументы, я рассматриваю среднестатическую компанию, в отдельных организациях все может сильно отличаться. Где-то пик рабочей нагрузки в самом начале года также является нормой, а где-то в принципе не бывает периодов затишья в привычном понимании.
Что же делать? Точно имеет смысл выждать 1−2 недели после праздников перед запуском опроса.
В целом же не столь важно, в какое время года вы проводите опрос, куда важнее проводить повторные исследования в тот же период, что и предыдущие, чтобы корректно сопоставлять данные и учитывать базовые условия работы. Совсем не обязательно, чтобы это был один и тот же период года, куда важнее, чтобы эти периоды совпадали содержательно: по уровню рабочей нагрузки, выплате премий и т. д. Это позволит избежать искажения динамики результатов. При этом, конечно, не стоит проводить опрос в «экстремальный» или необычный период. И это не только период высокой нагрузки.
Может быть ровно наоборот, когда, например, значительная часть работников уходит в отпуска или если только что в компании была повышена зарплата. При этом опросы в «экстремальные» периоды тоже могут быть полезны, но это как правило тематические исследования, направленные на выявление специфических для данного периода проблем. Например, мы проводили опросы в разгар пандемии об отношении сотрудников к вакцинации и об эффективности организации удаленной работы. В начале СВО также был всплеск проведения тематических опросов в разных компаниях.
Я знаю случаи, когда повторный опрос вовлеченности проводили сразу же после выплаты годовых бонусов и получали значимый рост индекса вовлеченности и других показателей исследования. Вот только понять истинные причины этого роста в таких условиях крайне сложно. Воодушевление от повышения зарплаты со временем пропадает, а специфика работы в конкретной компании остаётся.