Факторы, показавшие максимальный рост в 2021 г.
1. Фактор «Взаимодействие» + 6 п.п.
Во второй год пандемии выросли практически все показатели факторов организационной среды. Наиболее существенно вырос фактор «Взаимодействие» (+ 6 п.п.). Рост фактора был обусловлен двумя основными причинами:
Дебюрократизация процессов. Перевод сотрудников на удаленку потребовал радикальной оптимизации многих бизнес-процессов. В первую очередь в сторону их упрощения и дебюрократизации. То, что в допандемийную эру казалось несбыточным и невозможным, было сделано в 2020—2021 гг. Мы можем констатировать, что пандемия подстегнула цифровую трансформацию большинства компаний. Те компании, в которых эту задачу долго откладывали, оказались вынуждены перестраивать их в рамках дистанционного взаимодействия. Сотрудники увидели долгожданные перемены, и рост фактора отражает эйфорию по этому поводу.
Укрепление личных контактов. Ничто так не сближает людей, как совместное преодоление трудностей. То, что все невзгоды первых ограничений и локдаунов сотрудники преодолевали вместе и, насколько мы можем судить, преодолевали довольно успешно сплотил людей. Также в период удаленной работы многие сотрудники при взаимодействии по видеосвязи смогли увидеть своих коллег, в том числе руководителей, в неформальной обстановке: с детьми, домашними животными, в повседневной одежде. Это сблизило сотрудников и уменьшило дистанцию власти. Частота очных встреч сократилась, но объем коммуникации, в целом, увеличился — в новых условиях эффективное взаимодействие стало первостепенной необходимостью.
2. Фактор «Непосредственный Руководитель» + 3 п.п.
По этим же причинам вырос фактор «Руководитель»: дистанция власти сократилась, когда все оказались поставлены в похожие условия, при этом в новом формате взаимодействия возросла роль руководителя. Многие руководители были вынуждены изменить стиль работы на более проактивный, чтобы эффективно управлять рабочими процессами и не упускать сотрудников из внимания.
3. Фактор «Самостоятельность» +3 п.п.
В то же время в удаленном или гибридном формате работы возросла самостоятельность сотрудников. Они стали свободнее планировать рабочий день и выбирать способы реализации поставленных задач. К 2021 г. сформировалось два подхода: меньшая часть компаний выбрала путь тотального контроля за временем работы. Большая часть компаний предпочла ориентацию на результат, и успех сотрудника стал важнее времени, проведённого на рабочем месте. Смещение акцента с процесса на результат привело к тому, что у сотрудники стали более самостоятельны в планировании и выполнении работы. Для тех, кто способен действовать автономно, повышение самостоятельности стало благоприятным изменением. Однако остались и те сотрудники, кому комфортнее работать в четко очерченных рамках и привычном алгоритме. Таким сотрудникам приспособиться оказалось сложнее.
4. Фактор «Обучение» +3 п.п.
Пандемия подтолкнула компании к созданию новых форматов обучения. Получили распространение онлайн-программы, что потребовало от компаний дополнительной креативности. Рост новых форматов наблюдался не только внутри компаний, но и на рынке онлайн-обучения, и в 2021 г. многие обратились к внешним провайдерам. В 2021 г. внутренние и внешние провайдеры учли обратную связь и опыт первого года пандемии, поэтому программы обучения стали лучше отвечать потребностям сотрудников. В итоге год оказался удачным для компаний-провайдеров онлайн-обучения, что благотворно повлияло на сотрудников, у которых появилось больше возможностей для развития.