1. Обеспечение конфиденциальности ответов
Обеспечение конфиденциальности — необходимое условие для того, чтобы результаты опроса отражали реальные настроения сотрудников и положение дел в компании. Особенно критично это для компаний с достаточно закрытой культурой, в которых практика работы с обратной связью сотрудников только формируется. В таких компаниях недостаточно просто декларировать, что все ответы анонимны. Необходимо «на деле» подтвердить это заявление и показать, что после опроса никогда не случается «преследований недовольных».
В нашей практике был случай, когда доверие сотрудников к корпоративным исследованиям в целом было существенно подорвано всего лишь одним неосторожным вопросом руководителя. Получив результаты по своей команде, руководитель решил, что точно вычислил, кто из его подчиненных оставил один из комментариев, и пришел к нему с уточнениями, в лоб поинтересовавшись «зачем ты это написал?». И хотя технически в том исследовании индивидуальные ответы сотрудников никак не идентифицировались и руководитель мог ошибиться в своих предположениях, сама его попытка вычислить, кому принадлежит ответ, противоречила идее анонимного опроса. Вполне ожидаемо, что к следующим опросам сотрудники этого подразделения относились уже более настороженно и не воспринимали на веру заявления о том, что они анонимны и участие в них безопасно.
Следствием такого недоверия может быть то, что сотрудники или в принципе откажутся заполнять опрос, и принявших участие будет слишком мало, чтобы считать полученные данные репрезентативными, или отнесутся к вопросам формально и ответят «для галочки», и полученные результаты не будут полезны в дальнейшей работе.