КАКИЕ ПРИЧИНЫ НЕ ЗАПОЛНЯТЬ ОПРОС ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИВОДЯТ НАШИ КОНСУЛЬТАНТЫ?
Не хватило коммуникации
Нередко на фокус-группах я встречаю сотрудников, которые буквально «горят» своим делом, стараются на благо компании, но удивленно спрашивают: «А что, у нас был опрос? Мы про него ничего не слышали!».
Это особенно актуально для больших и территориально разрозненных компаний. В них коммуникации могут просто не «доходить» до определенных групп сотрудников.
Особенности корпоративной культуры
Если делить грубо, существуют «открытые» и «закрытые» корпоративные культуры. В закрытых культурах высказываться не принято.
Означает ли это, что в «закрытой» корпоративной культуре все сотрудники не вовлечены? Конечно нет! Иначе такие компании просто не смогли бы функционировать. А вот не участвовать в опросах вполне могут.
Отсутствие веры в опрос. Особенно как в инструмент обратной связи.
Представим вовлеченного сотрудника, который очень далек от социологии и её инструментов. Он эффективен в рамках своих рабочих задач, верит в живой разговор как способ обмена обратной связью, а в опросы не верит. Например, считает, что они не позволяют эффективно выявлять реальные проблемы, или что все вопросы анкеты составлены некорректно и т. д.
Я встречал очень вовлечённых руководителей, которые не верили в опрос и даже инициативно предлагали свои варианты анкет, которые, к сожалению, совсем не соответствовали стандартам социологии и проведения опросов.
Другие приоритеты
Некоторые сотрудники воспринимают опросы как «баловство» и предпочитают вместо этого «заняться реальной работой». Есть и те, кто слишком перегружен в моменте рабочими задачами.
Если человек работает по 16 часов в день, то ему просто физически некогда заполнить анкету. И такое бывает.
Отсутствие реальных изменений по результатам прошлых опросов
К сожалению, некоторые компании используют опрос вовлечённости строго как градусник, и, если видят более-менее удовлетворительную температуру, предпочитают класть результаты «в стол».
В этом случае, даже вовлечённый сотрудник, поучаствовав в паре опросов, в третий раз может решить «лучше я поработаю и не буду тратить на это время».
Все уже устраивает
Есть интересная категория сотрудников, причем я встречал таких в разных компаниях. Они рассуждают так: «Меня все устраивает, мне все нравится, а в опросах должны участвовать те, кто видит серьезные проблемы».
Как правило, за этим стоит простое непонимание цели опроса вовлеченности. Например, того, что это инструмент в том числе сбора инициатив, а не канал коммуникации только для недовольных сотрудников.
Ну и последнее, самое банальное. Сотрудник может быть в длительном отпуске или на больничном, на межвахте и т. д.
Как видите, причин неучастия может быть много и у каждого случая есть свои особенности в зависимости от конкретной компании. Конечно, есть и действительно невовлечённые сотрудники, которые просто не считают нужным присоединяться к общей «движухе» по улучшению работы в компании.
Но само по себе неучастие в опросе не является значимым критерием и его нельзя интерпретировать однозначно.