- Не использовать иллюстрации для вопросов, которые входят в критически важные метрики.
Например, в наших исследованиях центральной метрикой является вовлеченность сотрудников. Мы принципиально не используем иллюстрации для вопросов этой метрики, чтобы по ней сохранялась сравнимость для всех компаний. Комбинированный вариант анкеты, когда часть вопросы иллюстрирована, а часть — нет, отлично зарекомендовал себя на практике, так как он позволяет сохранять общий градус серьезности анкетирования и, в то же время, эффективно переключать внимание респондентов на что-то интересное. Например, на каждой странице анкеты может быть по одному иллюстрированному вопросу.
- Вместо иллюстраций с изображением разных ситуаций использовать стандартизированные картинки, например, смайлики,
единые для большинства вопросов.
В этом случае мы не теряем в дизайне, но и не вредим стандартизации шкалы ответов.
- Не иллюстрировать вопросы, для которых в принципе сложно придумать подходящее изображение.
Например, для вопроса о ценности сотрудников для компании в принципе сложно придумать иллюстрацию, которая бы не смещала фокус интерпретации, так как ценность для всех проявляется по-разному: для кого-то через деньги, для кого-то через благодарность от руководителя и т. д. Поэтому в таком случае использование шкалы со смайликами может стать отличной альтернативой.
В нашей практике существуют и другие эффективные способы геймификации анкет, о которых мы расскажем в другой раз.