Факторная модель компетенций открывает новые возможности и позволяет решать уникальные задачи. С одной стороны, здесь корректно работают все практики в области оценки персонала. С другой стороны, мы в полной мере можем использовать экспертизу и инструментарий C&B. Например, мы можем легко выстроить компетенции с учетом их ценности для компании, определить стоимость каждой компетенции (и наборов компетенций), сравнить их с рынком труда, определить целесообразность обучения сотрудника, а также сформировать основу для работы с комплексной HR-аналитикой.
Есть один традиционный пример — матрицы «компетенции — эффективность» и «потенциал — эффективность». То, что человек показывает высокий уровень компетенций и низкую эффективность — нормально для второй матрицы и очень странно для первой. Согласитесь, если все настроено правильно — не может человек с низкими компетенциями достичь высоких результатов и наоборот. Мы решили, что компетенции должны основываться, прежде всего, на функционале должностей, их требованиях, формализованных в оценках при грейдинге. Именно они задают требования к должностям и, как следствие, к каждому сотруднику на каждой должности.
Известно, что эффективные сотрудники порою получают низкие результаты по компетенциям и наоборот. Основная причина такого положения дел: типовые модели корпоративных компетенций не имеют никакой жесткой связи с функционалом конкретной должности. В тоже время детальные модели профессиональных требований включают множество уникальных компетенций, которые не позволяют в итоге свести все в единую матрицу требований. В этой ситуации мы разработали решение, которое не просто суммирует эти модели, а является методологическим основанием для разработки требований к должностям.
Важно отметить, что одна и та же компетенция на разных иерархических уровнях может проявляться по-разному. Например, для всех должностей, которые по фактору «Решение нестандартных задач» получают положительную оценку (то есть решение нестандартных задач на должности необходимо), применяется компетенция «Работа с нестандартными задачами и в ситуациях неопределенности». Но при этом для категории специалиста данная компетенция будет включать в себя индикатор «Оперативно корректирует свои действия и планы в соответствии с требованиями меняющейся ситуации», а для категории руководителя подфункции индикатор «Поддерживает стабильную работу подчиненных при выполнении нестандартных задач и в условиях неопределенности».
В рамках типового подхода к разработке модели компетенций корпоративная модель компетенций в большинстве случаев «собирается» на основе анализа бизнес-целей компании, мнения первых лиц, а также историй успеха. Кроме этого, в рамках разработки учитываются существующие наработки компании (профили позиций и заявки на подбор, особенности корпоративной культуры). Ряд компаний также используют инструменты репертуарных решеток и семантического дифференциала.
Работая с разными заказчиками, мы можем констатировать, что большинство моделей компетенций похожи как «братья-близнецы». Все хотят, чтобы сотрудники были ориентированы на результат, принимали умные решения, эффективно взаимодействовали между собой, проявляли инициативу. На наш взгляд, это закономерно, так как:
- Стратегические цели бизнес-компаний схожи между собой и направлены на достижение понятных бизнес-показателей
- Корпоративная культура в разных компаниях, безусловно, имеет свою специфику, но это редко можно отобразить в общих формулировках модели (особенно для крупных Холдингов)
- Многие представители бизнеса формулируют стандартные представления об успешном сотруднике.
- При разработке компетенций мы обобщаем действия и поведение, которое нужно на определенных группах позиций, нужно в Компании (если речь идет о корпоративных компетенциях). Но всем ли необходимо системное мышление для решения рабочих задач? На всех ли позициях необходима инновационность или коммерческий подход? Конечно, если эти компетенции у сотрудника есть — это точно не помешает достижению результата. Но насколько критично их отсутствие — вот в чем заключается наш вопрос. И практика показывает, что на ряде позиций сотрудник может успешно достигать результата и без этих качеств.