СПЛОШНОЙ ОПРОС ИЛИ ПО ВЫБОРКЕ
Один из первых вопросов, которым задаются компании, организующие опрос, — это «кого опрашивать — всех работников или только часть?» В случае онлайн-опроса ответ прост: приглашены к участию в исследовании должны быть все сотрудники, и с помощью различных методов коммуникации необходимо постараться добиться максимального уровня заполняемости. Ведь стоимость онлайн-опроса не зависит от количества заполненных анкет. В среднем уровень заполняемости в компаниях составляет 60%, хотя в некоторых случаях удается достигать и 98%.
В случае организации анкетирования на бумаге — обработка бумажных анкет удорожает исследование. Поэтому, чтобы оптимизировать бюджет, компания может опросить не всех, а выборочно только часть сотрудников. Однако в этом случае необходимо очень серьезно отнестись к составлению выборки, ведь от этого зависит, будет ли исследование корректно отражать ситуацию во всей компании. Основные критерии, по которым необходимо отбирать сотрудников, — это подразделение, должностной уровень (руководитель или сотрудник), стаж работы в компании; второстепенные критерии — возраст и пол.
При подготовке исследования сначала необходимо понять, сколько сотрудников каждой демографической категории в целом работают в компании. Затем необходимо определить процент выборки в компании — об этом лучше всего посоветоваться с консультантом. Общее правило: чем больше компания, тем меньше допускается выборка. Но в любом случае не рекомендуется делать выборку меньше 10% даже в очень крупных компаниях, где работают более 10 тысяч сотрудников. Также не рекомендуется проводить опрос по выборке для небольших компаний меньше 500 сотрудников, так как рекомендуемая выборка для них — 50%.
После того как процент выборки определен, необходимо составить списки анкетируемых по подразделениям и демографическим критериям пропорционально общей численности. То есть нужно, чтобы в опросе приняли участие и руководители, и рядовые сотрудники; и новички, и сотрудники с большим стажем; и мужчины, и женщины; и молодые, и пожилые, причем именно в той пропорции, какая отражает ситуацию в целом в компании. В случае опроса по выборке большая ответственность ложится на организатора опроса, так как он должен следить, чтобы все требования репрезентативности выборки были соблюдены.
Определяя процент выборки, надо помнить, что даже несмотря на то что результаты корректно проведенного исследования по небольшой выборке будут валидны для всей компании, они могут оказаться невалидны для отдельных подразделений. Поэтому мы рекомендуем в любом случае ставить процент выборки как можно выше, если позволяют бюджетные ограничения. Это связано с тем, что руководителям среднего звена интересно увидеть результаты именно по их подразделениям, а не только по компании в целом. Если будет опрошен слишком маленький процент сотрудников, то это либо станет невозможно, либо результаты отдельных подразделений справедливо будут поставлены под сомнение. Ведь, опросив 1000 из 10 тысяч, мы действительно можем сделать выводы о ситуации в компании, но опросив одного сотрудника из десяти в отделе — мы ничего не сможем сказать. Поэтому, планируя выборку, нужно также учесть интересы менеджеров среднего звена, ведь без их поддержки любые изменения в организации по результатам исследования вовлеченности будут обречены на неуспех.