Сравнивая показатели отрасли с бенчмарками можно отметить несколько тенденций. Прежде всего, уровень вовлеченности в российских фармацевтических компаниях выше, чем в среднем по России — минимальный разрыв составляет 6 п.п. Важно отметить, что по сравнению со средним по России, сотрудники фармацевтических компаний на 20 п.п. более удовлетворены зарплатой и на 19 п.п. соц. пакетом, что говорит о стабильном финансовом состоянии отрасли и стремлении компаний поддерживать материальное признание.
Сравнение с центральной и восточной Европой (ЦиВЕ) показывает в целом более благоприятную ситуацию у российских фармацевтов. По факторам «Коллеги», «Ресурсы» и «Карьерные возможности» российская фарма находится позади, но отставание не превышает 5 п.п. Это с нашей точки зрения более толерантным менталитетом и лучшей технической оснащенностью фармы Европы. Забегая вперед отметим, что сотрудники фармы в России более удовлетворены условиями труда (уровень данного фактора на 1 п.п. ниже, что у Лучших Работодателей); таким образом, худшая техническая оснащенность тем не менее не влияет на восприятие условий труда, их соответствия выполняемой работе, что смягчает проблему.
Сравнение с Лучшими Работодателями с одной стороны, демонстрирует преимущества фармацевтической отрасли. Так по фактору «Репутация работодателя» отрасль на 1 п.п. обходит Лучших Работодателей. На наш взгляд это связано, во-первых, с очевидно позитивной миссией отрасли, а во-вторых, также с высокой спецификацией по реализуемым продуктам и решениям (препаратам, оборудованию, исследованиям), из-за которой сотрудники выше оценивают согласованность имеющегося у них опыта и его применимости в компании, считают свои места работы наиболее подходящими для специалиста с аналогичным набором навыков и умений. Кроме того, в отрасль отличается высоким значением по фактору «Согласованность имиджа», что говорит о высокой удовлетворенности сотрудников соответствием ожиданий от работы в компании и действительностью. Сочетание высоких оценок по этим факторам обеспечивает высокий интерес соискателей в данной отрасли независимо от кризиса рынка труда.
Другой «победой» является уверенное состояние фактора «Зарплата». Несмотря на низкое абсолютное значение, фармацевтическая отрасль превосходит средний уровень удовлетворенности зарплатой по России и Европе, а также отстает от Лучших работодателей всего на 1 п.п. На наш взгляд у этого отставания на наш взгляд, есть три причины:
- Во-первых, в 2015 году в отрасли не произошло значительных изменений в зарплате, о чем свидетельствуют данные агентства «Юнити». Тенденция в отрасли обратная — для большинства должностей уровень зарплаты стабилен, для некоторых наблюдается незначительный рост.
- Во-вторых, в связи со спецификой отрасли, зарплата во многом — результат работы сотрудника, его опыта и мотивации. Причем уровень зарплаты, по мнению многих медпредставителей не зависит от направления работы (ОТС или Rx).
- В-третьих, фармацевтическая отрасль отличается сохранением «белых» схем оплаты труда, в то время как на рынке в целом отмечается уход в «серые» схемы.
С другой стороны, мы можем увидеть зоны развития отрасли — по факторам «Топ-менеджмент», «Обучение и развитие», «Ценность сотрудников» отставание достигает 11 п.п., а по фактору «Карьерное развитие» — 12 п.п. О предполагаемых причинах отставания мы поговорим ниже.
«Обучение и развитие». Различия в удовлетворенности предоставляемыми возможностями для обучения на наш взгляд объясняются с одной стороны высоким уровнем развития корпоративного обучения и систем наставничества у Лучших Работодателей, а с другой стороны — спецификой фармацевтической отрасли. По оценке фармацевтических предприятий выпускнику требуется от трех до пяти лет для профессионального становления, и сокращение срока адаптации возможно только за счет обучения в рабочих условиях. Увеличенные сроки развития по сравнению с другими областями рынка могут негативно влиять на удовлетворенность сотрудников. Кроме того, большое количество программ обучения для студентов и выпускников (таких как Pharma’s cool 2016) повышают ожидания сотрудников от возможностей обучения на рабочем месте.
«Топ-менеджмент». В то время как абсолютное значение удовлетворенности топ-менеджментом компании находится на высоком уровне (68 п.п.), необходимо обратить внимание на различие с фактором «Линейные менеджеры». Так, у Лучших Работодателей различия между этими факторами отсутствуют — сотрудники одинаково позитивно оценивают своих непосредственных руководителей и руководство компании. В случае фармацевтической отрасли отличие составляет 6 п.п. «в пользу» линейных менеджеров. Учитывая, что уровень удовлетворенности по фактору «Линейные менеджеры» входит в тройку самых высоких по отрасли, нужно иметь ввиду, что при увеличении разрыва может появится риск отдаления топ-менеджмента от сотрудников. Это в свою очередь может затруднить внедрение управленческих инициатив сверху. Для выравнивания баланса необходимо построение позитивного имиджа топ-менеджеров, а также развитие линейных менеджеров как «проводников» идей руководства компании.