КАЖДЫЙ ГОД ПО НОВОЙ
«Очень важно на всем этом пути не скрывать от персонала результаты исследований, даже если они неприятны руководству, — рассказывает директор по персоналу OBI Гюзель Гараева. — Часто компании заказывают внешним экспертам исследования, платят за это большие деньги, а потом прячут в стол». Хотя соблазн скрыть плохое случается, признает Гараева. Но они устояли, даже когда спустя четыре года после начала проекта вовлеченность в одном из отделов оказалась всего 15%. Не потерял работы и начальник такого отдела, хотя вовлеченность напрямую зависит от работы руководителя, согласна Гараева. Но замену менеджеров по любому поводу она считает слишком простым сценарием. Нет гарантий, что следующий будет лучше. «Многих менеджеров можно перенастроить и научить работать иначе, — убеждает Гараева. — Если начальник правильно ставит задачи, дает обратную связь, признает заслуги и делится успехом, то это как раз то, чего людям не хватает».
Каждый год Гараева и ее команда объезжают все гипермаркеты OBI в России и встречаются с менеджерами, руководителями отделов — порядка 20 человек в каждом магазине. «Первое время было сложно объяснить, что такое вовлеченность. Всем уже понятно про мотивацию, но не про вовлеченность, — рассказывает Гараева. — Мы разработали четырехчасовую обучающую сессию по вовлеченности, на которой в игровой форме разбираем, что позитивно и негативно влияет на вовлеченность во всей компании, в отдельно взятом магазине». На такой встрече определяются ключевые зоны для работы на год, после чего менеджмент магазина прописывает пошаговый план действий. Для каждого магазина он индивидуальный, поскольку сильные и слабые стороны у всех разные, поясняет Гараева.
«Полтора месяца идет работа по составлению плана, а потом восемь месяцев мы его методично выполняем. Раз в два месяца, иногда чаще я встречаюсь со всеми региональными менеджерами, и мы смотрим, как выполняется этот план, нужны ли какие-то корректировки», — рассказывает Гараева.
Наиболее удачные приемы, возникшие во время таких сессий, потом внедряются во всей компании. Так произошло, к примеру, с так называемой карьерной лестницей — когда на примере обычной офисной лестницы в компании решили наглядно показать сотрудникам возможности лестницы карьерной. Пролеты зонировали цветом, на каждом, начинавшемся с самых стартовых позиций, появились фотографии сотрудников и их карьерные шаги в компании: пришел в компанию на позицию продавца 2-й категории, потом стал продавцом 1-й категории, потом стал старшим продавцом и т. п.
В августе директора магазинов собирают всех сотрудников и рассказывают, что произошло за восемь месяцев, какие были планы и какие изменения произошли. А осенью эксперты Aon Hewitt проводят очередное ежегодное исследование. И все начинается по новой.