Последние годы все очень активно ищут и внедряют лучшие практики. Действительно, те кто реально понимает, что такое вовлеченность, знают, что, хотя это и новое слово в HR, инструменты здесь старые — не надо изобретать велосипед.
Вместе с тем, за годы работы с вовлеченностью на разных предприятиях и филиалах накапливаются практики, которые, хоть и кажутся логичными и пользуются популярностью, на вовлеченность никак не влияют. В силу разных причин они продолжают жить в компании — даже если одно предприятия от них отказалось, убедившись в бесполезности, другое может захотеть их попробовать. Поэтому наряду со списками best practice, нужны списки худших практик или «стоп-листы».
Хочу поделиться с вами таким «стоп-листом», составленным по итогам нескольких обсуждений с руководителями производственных компаний. Итак, какие практики не оказывают никакого влияния на вовлеченность?
- Поездки руководителей на передовые предприятия отрасли
- Ящики «Задай вопрос директору» (и, в целом, непрямые, не интерактивные формы коммуникации)
- Экскурсии сотрудников и жителей на предприятия компании, где внедрены новые, экологичные технологии производства
- Клумба перед проходной
- Купание в проруби всем цехом
Часть из этих идей бесполезная, часть — нет. Просто на вовлеченность они не влияют. Почему? Давайте разберем на первых двух примерах.
Пример первый. Во многих компаниях есть проблема — невовлеченные руководители среднего звена. Пытаться поднять вовлеченность рядовых сотрудников, имея невовлеченных руководителей, напрасный труд. Поэтому, прежде чем планировать проекты, нацеленные на широкие массы сотрудников, нужно что-то придумать для руководителей. Что-то, что поднимет их вовлеченность. Много раз я слышал, что хорошая идея — поездки на передовые предприятия отрасли. Что это такая духоподъемная вещь, которая очень мотивирует руководителей.
Вот, представим, я такой руководитель. Невовлеченный. Почему? Может, начальник не ценит, либо работа неинтересная, либо перспектив не вижу. И вот меня отправляют в поездку на передовое предприятие отрасли. Что я должен там увидеть, чтобы моя вовлеченность выросла? Детский труд? Эксперименты над животными? Ведь если я увижу там что-то прекрасное, то я, наверное, еще больше расстроюсь. Если уж всерьез думать о поездке на другое предприятие как средстве повышения вовлеченности, то, скорее, надо посылать руководителей на худшие предприятия отрасли, чтобы они возвращались с мыслью: «Ну все-таки у нас такого нет».
Пример второй: Ящик «Задай вопрос директору». От всех, кто пробовал, слышал одно — не работает. Давайте подумаем почему. Вот представьте, семья: папа, мама, сын-подросток. У него проблемы в школе, дома отношения портятся — типичные подростковые проблемы. И вот, предположим, мама говорит сыну: «Сынок, мы с папой заметили, что у тебя проблемы. Так вот теперь на кухне стоит ящик „Задай вопрос папе“. Ты напиши туда что тебя волнует, а папа придет с работы и тебе ответит, ты завтра прочитаешь». Как Вам кажется, сработает? Будет он писать? Конечно, нет. Он ждет внимания, разговора, но не писанины и ответа через день.