Для начала разберёмся с понятием «культура» — у него есть множество значений в зависимости от того, с точки зрения какой науки вы на неё смотрите (культурологии, истории, психологии, философии и т. д.). В данной статье мы посмотрим на это понятие с точки зрения организационной психологии.
Если обобщить большую часть определений, то под культурой чаще всего понимается совокупность ценностей, убеждений, норм, традиций, моделей поведения, которые формируются и развиваются внутри какого-то сообщества. Корпоративная (или организационная) культура только обозначает контур конкретной группы людей, работающих в одной компании, под одним названием (брендом). По этому же примеру мы можем выделить другие срезы культур — футбольная культура, культура конкретного этноса, культура страны и т. д.
По сути своей, культура — это своего рода среда, в которой мы «варимся», которая определяет и регулирует наше поведение в данном сообществе.
Как метко заметил мой наставник, известный организационный психолог Тахир Базаров: «Культура подобна рассолу». Неважно, какого вида и сорта были огурцы; попав в определённый рассол, со временем они и по вкусу (содержанию), и по виду начинают походить друг на друга.
Для чего нужна культура? Чаще всего у неё две основные функции: регуляция взаимодействия членов сообщества между собой и помощь в адаптации к другим культурам и сообществам, а иногда и к борьбе с ними.
Когда понятны функции, становится яснее, зачем культуру нужно изучать. Рассмотрим функцию адаптации к новому сообществу. Для этого приведу пример из реальной жизни, с которым сейчас сталкиваются многие эмигранты — «культурный шок». Учёные-психологи в начале 60-х годов заметили, что с развитием возможностей и доступности путешествий и эмиграции возрос и процент людей, которые не смогли найти себе место в новой культуре после переезда. Ощущение постоянного психологического и эмоционального дискомфорта на новом месте, трудности с выстраиванием социальных связей и адаптации к новым реалиям в другой культурной среде назвали культурным шоком (
Kalervo Oberg, 1960). Известный психолог
Татьяна Стефаненко отмечала 4 стадии культурного шока. Рассмотрим их на примере двух людей: Степана, который переехал в другую страну, и Екатерины, которая устроилась на работу в крупную компанию.