Здесь появляется достаточно пространства для маневра: относительно широкий выбор вариантов, чтобы выразить степень своего согласия. С другой стороны, эта шкала позволяет нивелировать «эффект избегания крайних ответов»: если человек всем доволен, но при этом считает, что все в мире не идеально, он выбирает второй вариант с конца: «согласен». Если же он чем-то недоволен, но считает проблему не критичной, он может выбрать вариант «скорее согласен». На этапе обработки данных мы схлопываем крайние варианты на обоих концах шкалы и в отчетах представляем их уже в виде 4-х ответов, так как ответы «полностью согласен» и «согласен» по-сути означают, что респондент удовлетворен измеряемой вопросом метрикой. Это проиллюстрировано в картинке к этому посту.
Такой подход к интерпретации проверен нами с помощью фокус-групп, на которых мы спрашивали сотрудников, что они на самом деле имели ввиду, когда выбирали тот или иной вариант ответа. Различные исследования также показывают, что 6-ти бальная шкала в социологии показала себя как одна из наиболее эффективных. Почитать об этом можно, например,
здесь.
Нередко в опросах используют и 10-балльные шкалы, однако здесь появляется другая сложность в интерпретации: слишком большой разброс ответов. Например, для одних респондентов 8 и 7 баллов — это положительные ответы, а другие считают, что все, что ниже 9 — это плохо.
- Из моего рассказа можно сделать вывод, что не всегда подход, кажущийся на первый взгляд более эвристичным, оказывается наиболее эффективным. И это относится не только к корпоративным опросам. Об этом, например, подробно рассказал Даниэль Каннеман в своей книге «Думай медленно, решай быстро».