Исследование вовлеченности за 150 тысяч рублей. Быстро и просто!
Подробнее
Привет, я ВовлеКот, консультант AXES Management. Приглашаю вас в свой Telegram — канал, где я делюсь уникальными кейсами и практиками, а также отвечаю на ваши вопросы.

Ведут ли себя россияне экологично? Результаты всероссийского исследования в сфере экологии.

27.01.2023

Тема ESG во многих организациях становится общекорпоративной нормой, а в фокусе внимания в последнее время все чаще оказывается экологичный образ жизни. Компания AXES Management провела всероссийский опрос о вовлеченности людей в экоповестку и экопривычках, которые они используют в повседневной жизни. Результатами поделился генеральный директор AXES Management Сергей Львов на презентации доклада «Экологическая повестка как стратегический ориентир российской экономики и общества», которая состоялась 17 января в пресс-центре ТАСС.

Исследование базируется на опросе 1 600 респондентов онлайн-панели VK, а также репрезентативной выборки, состоящей из 2 033 сотрудников Росатома и более 30 экспертных интервью. Основная цель исследования — оценить состояние экологической повестки в России и влияние на нее национального проекта «Экология» на сегодняшний день.

Для проведения исследования был разработан «Экоиндекс», который складывается из трёх компонентов: разделяют ли люди экологические ценности (экоповестка), ведут ли себя в соответствии с этими ценностями (экоповедение), а также практикуют ли они раздельный сбор отходов (РСО).

Сводный «Экоиндекс» составил 19%. То есть 1/5 часть населения действительно заботится об экологии, как на уровне действий, так и на уровне ценностных ориентиров. При этом субметрики получились такими:

  • Экоповестка - 26%
  • Экопривычки - 21%
  • РСО - 11%

Знают, но не делают: основные барьеры на пути к экоповедению

Цифры выше свидетельствуют о том, что не всегда люди, разделяющие экологические ценности, на практике демонстрируют экологичное поведение в повседневной жизни.

Люди, которые осознают важность вклада в экологию, зачастую остаются в стороне от активных действий, сталкиваясь с определенными трудностями на своем пути. Кому-то не хватает таких ресурсов, как время, сила или желание, у кого-то под рукой нет баков для сортировки мусора, а кто-то вообще не верит в систему раздельного сбора отходов и рассуждает: «Все равно все сгрузят в одну кучу». Генеральный директор AXES Management говорит по этому поводу следующее: "Не всякие убеждения превращаются в поведение. Ситуация с экопривычками похожа на ситуацию с вредными привычками: многие курильщики понимают, что курение вредит здоровью, но всё равно продолжают курить».

Главные ценности россиян

В рамках исследования был составлен рейтинг из 6 ценностей россиян, которые называли сами респонденты. Как видно, экология оказалась на последнем месте, эту ценность назвали 24% респондентов. Четверть ответивших — это неплохой показатель, однако он свидетельствует о том, что потенциал для популяризации этой темы по-прежнему очень высокий. Примечательно, что на первом месте оказалась ценность «Здоровье», которое напрямую связано с экологической ситуацией. Получается, что для реализации самой популярной ценности, нужно популяризировать значительно менее популярную.

В рамках исследования также были выявлены трудности и установки, которые препятствуют экологическому поведению.

Часть из них имеет под собой объективные основания, другая же часть обусловлена нехваткой мотивации и заблуждениями. Приводим наиболее распространённые барьеры:

  • Раздельный сбор — это не моё дело: я оплачиваю эту услугу, значит, её должны качественно оказывать управляющие компании и муниципальные власти.
  • Все равно из раздельных баков все ссыпают в один, поэтому нет смысла сортировать мусор.
  • Чтобы сортировать и раздельно сдавать вторсырье, нужно много места в доме (квартире) и много времени.
  • В России очень мало предприятий по вторичной переработке отходов.
  • Пищевые отходы нет необходимости собирать раздельно, так как они сами разложатся на полигоне.
  • Экологичный образ жизни — это сложно и дорого.
  • Даже если я буду сортировать и сдавать вторсырье на переработку — это все равно ничего не изменит.

Глобально можно объединить все барьеры в три группы, представленные на диаграмме:

Экология в бизнесе

В обществе существует мнение, что экология — игрушка для богатых, и бедным она недоступна, потому что требует больших вложений. Пример госкорпорации Росатом рушит этот стереотип, так как самыми эффективными инструментами по вовлечению в экоповестку являются:

  • Создание зоны РСО;
  • Проведение экомероприятий;
  • Регулярная корпоративная рассылка.

А установка KPI, к всеобщему удивлению, расположилась на последнем месте.

«Хотя Росатом действительно богатая корпорация, и у неё есть много ресурсов, но достигают они хороших результатов достаточно экономными средствами. Меня впечатлило, что это не луноходы и космические корабли. Это очень простые вещи», — делится своими впечатлениями Сергей Львов. Если объем производства предприятия большой и неэкологичный, то, чтобы сделать его экологичным, потребуются многомиллионные инвестиции. Но когда мы говорим про экоповедение людей, то все становится намного дешевле. На примере таких компаний, как Росатом, мы можем убедиться: чтобы сделать свой вклад в экологию, вам не нужно выделять огромные бюджеты.


Подводя итог, хочется сказать, что прививать экопривычки не так уж сложно, ведь на работе мы проводим почти треть жизни, и у любой компании есть инструментарий для улучшения отношения людей к экологии, важно лишь начать его использовать.

Автор

Сергей Львов
Генеральный директор
Регистрация
Оставьте телефон и мы свяжемся с вами для подтверждения регистрации
Нажимая на кнопку "Отправить" - я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности*
Регистрация
Нажимая на кнопку "Отправить" - я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности*