В августе мы писали про рост конкуренции за кадры и гонку зарплат. С тех пор ситуация только обострилась. Сегодня мы расскажем о том, какие конкретные шаги предпринимают компании для удержания сотрудников.
Есть множество способов удержания, но сегодня не хочется погружаться в теорию, поэтому рассмотрим те практики, которые набирают популярность прямо сейчас и могут помочь удержать сотрудников «в долгую». Каждая из практик может работать хуже или лучше в зависимости от отрасли и уровня квалификации работников, поэтому не стоит рассматривать их в качестве «универсальной пилюли».
Компенсация процентов по ипотеке
Пока сотрудник работает в компании, работодатель компенсирует часть процентов по ипотеке. В случае увольнения сотрудник начинает выплачивать всю процентную ставку самостоятельно. Это достаточно затратный способ удержания. В то же время он может быть использован выборочно, для поддержания лояльности особо ценных кадров. Такие компенсации можно назначать в качестве вознаграждения за высокую эффективность работы и др.
Интересно, что еще в 2021 году премьер-министру Михаилу Мишустину было направлено предложение наделить самих работодателей правом выдавать ипотеку. Правда, инициатива была призвана повысить доступность жилья, а не способствовать повышению лояльности. Однако предложение было сложным в реализации и, судя по всему, пока не получило развития.
Компенсация высшего образования
Эта мера позволяет «убить сразу двух зайцев»: поддержать лояльность ценных талантливых сотрудников в перспективе нескольких лет (чего может быть достаточно в условиях нынешней конкуренции за кадры с ВПК, которая в случае «заморозки» или завершения СВО пойдет на спад), а также подготовить для себя квалифицированных работников на будущее.
Такая мера в первую очередь актуальна для производственных компаний и может быть предложена рабочим без высшего образования, которые замотивированы его получить, чтобы расти по карьерной лестнице.
Кредитование сотрудников
Оно может быть беспроцентным или с низким процентом — для сотрудников это более выгодно, чем брать кредит в банке. Немало сотрудников рады получить потребительские кредиты с возможностью их выплаты из зарплаты. Это особенно актуально для работников с невысоко оплачиваемыми специальностями, нехватку которых как раз испытывают многие организации. В этом случае у сотрудника появляется возможность получить относительно крупную сумму для покупки
При этом регулярный вычет небольшой суммы из зарплаты позволяет выплатить кредит относительно безболезненно. Для работодателя это наименее затратный вариант в сравнении с первыми двумя. В случае беспроцентного кредита потери будут на уровне инфляции. В то же время, так как мера актуальна для невысоко оплачиваемых сотрудников, срок погашения кредита может быть достаточно длительным.
Расширение программ кадрового резерва и повышение прозрачности их работы
Понимание сотрудником перспектив карьерного роста, предполагающего новые интересные задачи и сопряженного с ростом уровня доходов, также является хорошим фактором поддержания лояльности. Многие компании сейчас активно расширяют эти программы и работают над повышением их понятности и эффективности.
Расширение программ благополучия (Well-being ), сопряженное с ростом перечня льгот, в том числе для родственников работников
ДМС для всей семьи, компенсация частных детских садов, посещения
С другой стороны, хороший соцпакет может быть серьезным фактором удержания, нивелирующим отдельные недовольства работников.