Твое мнение важно Росатому. Фокус-группы

26-27 марта в ядерном центре прошли три фокус-группы с участием консультантов ООО «АКСИС Менеджмент», на которых работники ВНИИЭФ обсудили, для чего нужны опросы по вовлеченности, какие мероприятия в их подразделениях способствуют повышению ее уровня и какие проблемы на предприятии их волнуют.

Текст: Алла Шадрина. Фото: Надежда Ковалева. Источник: газета «Страна Росатом, РФЯЦ-ВНИИЭФ».

Компания «АКСИС Менеджмент» с 2011 года по заказу Госкорпорации «Росатом» проводит исследование вовлеченности. В опросе ежегодно принимают участие 60 предприятий отрасли. Затем проходят фокус-группы, результаты которых уточняют и дополняют результаты исследования вовлеченности, т.к. позволяют глубже понять ситуацию на предприятии со слов самих сотрудников. Отчеты по фокус-группам читает топ-менеджмент.

За два дня в фокус-группах приняли участие более 30 сотрудников ядерного центра – линейные руководители, работники основных и вспомогательных подразделений – от начальников отделов и ведущих специалистов до рабочих.

Вела фокус-группы консультант компании «АКСИС Менеджмент» Ольга Павленко, которая любезно согласилась дать интервью нашей газете.

- Сколько подобных встреч вы провели и на каких предприятиях?

- В этом году фокус-группы проводятся на 60 предприятиях отрасли. Из них на моем счету — пять: ОАО «Машиностроительный завод», Ленинградская АЭС, Курская АЭС, АО «Атомпроект» и ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ».

- Идеология занятий всегда одинаковая или вы ориентируетесь на  аудиторию и специфику предприятия?

- У нас есть стандартное руководство по ведению фокус-групп. Мы его разработали с учетом  результатов опроса по вовлеченности и обсуждений самых различных отраслевых проектов, таких как «Человек года Росатома», тренинг по управлению вовлеченностью, ценности Росатома и другие.  Тем не менее у нас есть определенная свобода, гибкость в построении программы. И мы, конечно же, отталкиваемся от реакции группы — какие темы имеет смысл более глубоко рассмотреть, а какие нет.

- Какие сложности у вас бывают со слушателями?

- В Росатоме достаточно легко работать с аудиторией. Исследование вовлеченности проходит не первый год. Люди настроены на конструктивную совместную работу, готовы делиться опытом. Сложности, которые могут возникнуть, —  закрытость людей, нежелание или боязнь высказывать свое мнение. Но мы стараемся снять эти опасения. Рассказываем, что мероприятие анонимное, что мнения могут быть самые разные, что это делается для блага сотрудников. Ведь это обратная связь для руководства Госкорпорации, чтобы на предприятиях что-то могло измениться к лучшему.

- С какой аудиторией работать легче?

- Как правило, с руководителями. Это специфика их работы, они много взаимодействуют с людьми. У них более развитые коммуникативные навыки. Они меньше боятся, готовы открыто высказывать свое мнение.

Кроме того, на эмоциональную окраску в фокус-группах влияют общие результаты работы предприятий. Там, где хорошие производственные показатели, аудитория более позитивная и благодарная. А, например, невыполнение поставленного годового плана на одном из предприятий сказалось как на вовлеченности, так и на работе фокус-группы: были негативные мнения, претензии к работодателю, перекладывание ответственности на внешние обстоятельства. Иногда тренеру интереснее работать с предприятиями, где большая зона для роста, в том числе для вовлеченности.

- Именно таким является ВНИИЭФ?

- ВНИИЭФ – это пример успешного предприятия, где вовлеченность в 2014 году была 91%. Это выше среднего показателя по лучшим работодателям, который составляет 84% по России.

- Вы услышали какие-то проблемы, тенденции — как позитивные, так и негативные. Что дальше? Вы передаете результаты руководству Росатома?

- Да. Первый этап – это исследование вовлеченности. А фокус-группы – это прояснение результатов. Что скрывается за цифрами? Почему рост или падение вовлеченности? Мы пытаемся это выяснить на месте из первых уст. Цель – собрать широкое поле мнений по общей ситуации на предприятии, по отношению к работе, по взаимодействию с другими подразделениями. Участники фокус-групп высказываются и за себя, и за своих коллег, без упоминаний имен. Затем мы пишем обобщенные отчеты, где приводим самые яркие высказывания, делаем выводы и передаем их в Госкорпорацию.

Есть более успешные и менее успешные предприятия. От первых мы воспринимаем положительный опыт и лучшие практики. От вторых – какие существуют проблемы и предложения по их решению.  Мы, как консультанты, несем лучшие практики в предприятия с большой зоной для роста и советуем, где их можно применять.

- Сегодняшним занятием вы довольны?

- Да. Аудитория была благодарная, и работать было легко.




Ольга Павленко
Ольга Павленко
Консультант