Сегодня мы разберём вопрос, который волнует большинство моих клиентов.
Нас часто спрашивают
Мы слышали, как некоторые консультанты из других компаний утвердительно отвечали на эти вопросы. Они руководствовались логикой того, что, раз сотрудники не приняли участие в опросе, то им неинтересна жизнь в компании. На наш взгляд, это абсолютно некорректно!
Сегодня мы пообщались с консультантами AXES и собрали самые распространённые причины, по которым даже вовлечённые сотрудники могут не заполнить опрос вовлечённости.
Где логика?
Для начала давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения здравого смысла. Если предположить, что большая часть «уклонистов» — невовлечённые сотрудники, то также было бы логично предположить, что принимают участие в опросах в основном вовлечённые. Но на практике ведь всё не так! В реальных опросах принимают участие как вовлечённые, так и невовлечённые сотрудники.
При этом «невовлечённость» неоднородна и уровень «невовлечённости» сотрудников, заполняющих опросы, разный. Это могут быть как крайне негативно настроенные респонденты, так и те, кто менее категоричен. Большинство провайдеров, чтобы это учесть, выделяют, например, «пассивных» и «активно не вовлечённых» (названия могут варьироваться от провайдера к провайдеру, но смысл один).
В конце концов, если бы невовлечённые сотрудники действительно предпочитали бы отмалчиваться, у нас просто не было бы компаний с вовлечённостью в 35% при активности участия в 90%. А такие бывают!
Какие причины не заполнять опрос чаще всего приводят наши консультанты?
Не хватило коммуникации
Нередко на
Это особенно актуально для больших и территориально разрозненных компаний. В них коммуникации могут просто не «доходить» до определенных групп сотрудников.
Особенности корпоративной культуры
Если делить грубо, существуют «открытые» и «закрытые» корпоративные культуры. В закрытых культурах высказываться не принято.
Означает ли это, что в «закрытой» корпоративной культуре все сотрудники не вовлечены? Конечно нет! Иначе такие компании просто не смогли бы функционировать. А вот не участвовать в опросах вполне могут.
Отсутствие веры в опрос. Особенно как в инструмент обратной связи.
Представим вовлеченного сотрудника, который очень далек от социологии и её инструментов. Он эффективен в рамках своих рабочих задач, верит в живой разговор как способ обмена обратной связью, а в опросы не верит. Например, считает, что они не позволяют эффективно выявлять реальные проблемы, или что все вопросы анкеты составлены некорректно
Я встречал очень вовлечённых руководителей, которые не верили в опрос и даже инициативно предлагали свои варианты анкет, которые, к сожалению, совсем не соответствовали стандартам социологии и проведения опросов.
Другие приоритеты
Некоторые сотрудники воспринимают опросы как «баловство» и предпочитают вместо этого «заняться реальной работой». Есть и те, кто слишком перегружен в моменте рабочими задачами.
Если человек работает по 16 часов в день, то ему просто физически некогда заполнить анкету. И такое бывает.
Отсутствие реальных изменений по результатам прошлых опросов
К сожалению, некоторые компании используют опрос вовлечённости строго как градусник, и, если видят
В этом случае, даже вовлечённый сотрудник, поучаствовав в паре опросов, в третий раз может решить «лучше я поработаю и не буду тратить на это время».
Все уже устраивает
Есть интересная категория сотрудников, причем я встречал таких в разных компаниях. Они рассуждают так: «Меня все устраивает, мне все нравится, а в опросах должны участвовать те, кто видит серьезные проблемы».
Как правило, за этим стоит простое непонимание цели опроса вовлеченности. Например, того, что это инструмент в том числе сбора инициатив, а не канал коммуникации только для недовольных сотрудников.
Ну и последнее, самое банальное. Сотрудник может быть в длительном отпуске или на больничном, на межвахте
Как видите, причин неучастия может быть много и у каждого случая есть свои особенности в зависимости от конкретной компании. Конечно, есть и действительно невовлечённые сотрудники, которые просто не считают нужным присоединяться к общей «движухе» по улучшению работы в компании.
Но само по себе неучастие в опросе не является значимым критерием и его нельзя интерпретировать однозначно.
А на что же тогда обращать внимание?
В первую очередь — на репрезентативность собранной выборки. Если процент участия в опросе высокий, это означает, что полученные результаты можно обобщать на весь коллектив сотрудников, а если низкий — нельзя.
И что тогда делать?
Часто мы видим, что при первом проведении опроса активность участия невысокая, но, если компании реально работают с результатами, в каждом последующем опросе начинает участвовать все больше сотрудников.
Необходимо разъяснять сотрудникам цели и задачи опроса, использовать все доступные каналы коммуникации, рассказывать руководителям о значимости и пользе опроса, чтобы они транслировали это своим подчинённым.
Ну и самое главное — возвращайтесь к сотрудникам с результатами и рассказывать о конкретных кейсах с примерами положительных изменений. Только реальная работа и демонстрация реальных изменений позволяет повысить доверие к опросам, иначе будет, как в известной фразе: «Видишь изменения по результатам исследования? Вот и я нет. А они есть».